Лаборатория безопасных дорог

Кто будет следить за дорожным нацпроектом на Среднем Урале?

В России продолжается реализация федерального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги": регионам заданы единые параметры ремонта дорожной сети - по европейским стандартам качества. Как показывает практика, государственная служба лучше других может за этим проследить.

После обращений администраций Екатеринбурга и Нижнего Тагила в Минтранс Свердловской области было принято решение, что централизованный контроль качества дорожных работ по нацпроекту будет вести ГКУ "Управление автомобильных дорог" (УАД). Корреспондент "Уралинформбюро" увидел лабораторию, которая справится с этой задачей.

"Проверка на дорогах" подразумевает три уровня. Сначала входной контроль - это процесс проверки материалов, из которых планируют строить или ремонтировать дороги. Затем операционный контроль во время укладки конструктивных слоев дорожного полотна. Завершает все приемочный контроль.

С 2019 года на дорожных объектах началось применение асфальтобетона по системе "Евроасфальт". Речь идет о щебеночно-мастичном асфальтобетоне по предварительному национальному стандарту ПНСТ 183-2019 и асфальтобетону для покрытий и оснований по ПНСТ 184-2019.


Главный инженер Управления Владимир Оглоблин

Лаборатория УАД оборудована для проверки в соответствии с модернизированными требованиями. Контроль начинается еще до того момента, как дорожники начнут смешивать компоненты будущего полотна. "Мы берем у поставщиков и подрядчиков битум, проверяем его, испытываем и понимаем, можно его применять или нет. Или, например, возможно его модифицировать, добавить еще присадки чтобы он изменил свойства и соответствовал ГОСТу", - рассказывает главный инженер Управления Владимир Оглоблин.

В лаборатории есть установки для того, чтобы оценить состав асфальтовой смеси. К примеру, вакуумное приспособление с вибростолом помогает узнать, сколько воздуха в ее составе – чем больше, тем хуже. Тут же прибор для измерения растяжимости битума - дуктилометр. Чем тягучее битум, тем он прочнее и долговечнее. Такими свойствами обладает полимерное битумное вяжущее. Его используют на дорогах с повышенной интенсивностью движения автомобилей.


Дуктилометр

Подрядчик обязан согласовать с нами рецепт асфальтобетона с учетом своих поставщиков щебня, битума, песка, минерального порошка и стабилизатора. Мы утверждаем этот рецепт если смесь соответствует заявленным свойствам. Затем он присылает образцы названных материалов. Если состав одобрен, он применяется в работе, а мы отслеживаем, совпадает ли асфальт по составу с утвержденным рецептом", - описывает алгоритм Оглоблин.

В лаборатории появилась новинка - печь RTFOT. Она помогает определить, теряет ли битум свои вяжущие свойства при старении, то есть как окисляется или пережигается. По словам экспертов, пока все битумы получают одобрение – нефтяники поставляют хорошую продукцию.


Печь RTFOT

Поскольку одним из базовых элементов состава дорожного покрытия является щебень, его необходимо в прямом смысле просеять – отделить пригодные фракции. Для этого Управление приобрело комплект различных сито по европейским стандартам. Тут ручная работа.


Сито для щебня

"Щебень должен быть кубовидный – это наиболее пригодный. Содержание иного типа допускается, но не более 10% в смеси. Для низких категорий дорог возможно чуть большее процентное содержание", - рассказал начальник лаборатории контроля качества Антон Втюрин.

Кроме этого щебень тестируют на истираемость в аппарате "Микродеваль". Это центрифуга, в которой его крутят с водой и железными шариками.


Аппарат "Микродеваль"

Разумеется, есть возможность испытать уже "собранный" из элементов бетон или асфальт на прочность под прессом. Для изготовления асфальтовых образцов в лаборатории установлен уплотнитель Маршалла, отвечающий евростандарту. Кроме него есть аппараты, с помощью которых тестируют образцы по прежним нормативам дорожного строительства.


Уплотнитель Маршалла

Для проверки качества уложенного асфальта используется керноотборник. Он вырезает фрагмент дороги, который в лаборатории проверяют на соответствие требованиям. Эксперты даже могут расщепить его на составляющие растворителем в асфальтоанализаторе.


Асфальтоанализатор

Если раньше этот процесс выполнялся вручную, то теперь он полностью автоматизирован и абсолютно безвреден для сотрудника лаборатории.

Еще одна новелла в арсенале лаборатории - установка для проверки колееобразования бетона.

"По дорожному фрагменту будет кататься колесо с частотой 20 тысяч раз и температурой 60 градусов Цельсия. Фактически любой асфальт подвержен колейности. Важно выяснить ее степень. Норма, в зависимости от типа асфальта и бетона, 4-5 миллиметров по новым стандартам", - рассказал Антон Втюрин.


Проверка подверженности асфальта колейности

Специалисты лаборатории ГКУ "Управление автомобильных дорог" уверяют, что только успешное прохождение всех вышеописанных процедур станет основанием для приемки работы подрядчиков. Без положительного заключения они не получат оплаты за выполненные работы.

В 2020 году в рамках нацпроекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" в Свердловской области будут приведены в нормативное состояние 135 километров автодорог. Из них 19 километров в Екатеринбурге и 30 километров в Нижнетагильской агломерации. Почти 90 километров - это дороги регионального значения на карте области.

Дарья СКОРЫХ