Иди и смотри! В Екатеринбурге открылся уральский Эрмитаж

С подлинниками Ван Гога и Ренуара.

Екатеринбуржцам больше не нужно ехать в Грецию, чтобы увидеть амфоры времен царя Леонида, или в Париж, чтобы полюбоваться на подлинники Ван Гога. Эти раритеты теперь в "шаговой доступности" - на улице Вайнера, в здании культурно-просветительского центра "Эрмитаж-Урал". Филиал знаменитого петербургского музея открылся 1 июля, представив горожанам уникальную коллекцию из экспонатов столичного Эрмитажа и из ценных недр музея ИЗО. Некоторые из них выставляются на всеобщее обозрение впервые в истории, сообщает "Уралинформбюро".

Здание культурно-просветительского центра "Эрмитаж-Урал" было сдано в строй прошлой весной, однако его открытие задержалось на целый год из-за пандемии коронавируса. И в течение этого времени все сильнее становилось любопытство: что там, за стеклянными дверями музея на улице Вайнера?

Администрация сдержанно отвечала: будет экспозиция западноевропейского искусства, ранее хранившаяся в стенах музея ИЗО. Но астрономическая стоимость строительства обоих корпусов уральского Эрмитажа (порядка 500 миллионов рублей) наводила на мысль: одним "переездом" старинных картин из здания в здание дело не ограничится.


Директор Музея ИЗО Никита Корытин знакомит журналистов с тайниками уральского Эрмитажа

Первый сюрприз ждал на входе в вестибюль. Встретив гостей в холле первого этажа, директор Екатеринбургского музея ИЗО Никита Корытин без лишних церемоний повел всех на третий этаж, где расположена главная святыня Центра — мемориальная экспозиция "В глубоком тылу".

Она посвящена подвигу ленинградских и свердловских музейщиков, спасших более 1,2 миллиона экспонатов Эрмитажа в годы Великой Отечественной войны. Зал разместили там, где во время войны располагались реставрационные мастерские свердловской картинной галереи и хранились перевезенные из Ленинграда шедевры мирового искусства.


Фото: пресс-служба Екатеринбургского музея ИЗО

Пространство мемориального зала стилизовано под вагон-теплушку 40-х годов прошлого века, в котором вместо окна оборудован интерактивный экран с кадрами уральских лесов, пролетающих за бортом поезда. Концептуальный центр композиции — ящики, в которых осенью 1941 года перевозили из Ленинграда в Свердловск экспонаты Эрмитажа.

Из "вагона" посетители попадают в тесную комнатушку с аутентичными столами и репродуктором времен войны. Здесь реставраторы Эрмитажа в 1941-45 годах в невероятно стесненных условиях трудились над восстановлением старинных полотен. Здесь же хранятся их фотографии, письма, рисунки и личные дела.


Фото: пресс-служба Екатеринбургского музея ИЗО

А из репродуктора время от времени раздается голос руководителя свердловского филиала Эрмитажа — Владимира Левинсона-Лессинга, еще при жизни записавшего на пленку воспоминания о периоде эвакуации.


Фото: пресс-служба Екатеринбургского музея ИЗО

После Победы большая часть экспонатов Эрмитажа вернулась в Ленинград. Однако часть коллекции (свыше 260 картин, статуй, старинных предметов быта) остались в Свердловске в качестве дара. Долгие годы они располагались в Музее ИЗО на Плотинке — теперь же украшают семь выставочных залов второго этажа "Эрмитаж-Урал".

Часть этих шедевров жители Екатеринбурга хорошо знают, например, коллекцию итальянской живописи эпохи Возрождения и барокко. Теперь она пополнилась тремя ранее не известными картинами, долгие годы хранившимися в музейных запасниках. Речь идет о полотнах "Товий и Ангел", "Исцеление Товита" и "Нахождение Моисея", написанных неизвестными итальянскими мастерами в XVII веке по мотивам библейских сюжетов.

"Греческого зала" в эрмитажной коллекции Музея ИЗО тоже не было, хотя в его фондах с 1949 года хранились десятки древних амфор, пифосов, светильников, статуэток и прочей античной утвари, самая ранняя из которых датируется VI веком до нашей эры. Все эти артефакты были переданы Свердловску в дар от благодарных сотрудников Эрмитажа.

Теперь они стали частью Зала антики и античных реминисценций "Эрмитаж-Урала". А в соседнем зале посетители могут увидеть еще одно новшество: фарфоровый кабинет с вазами, чайными сервизами и керамическими статуэтками ХVIII — первой трети XX веков, созданными на мануфактурах Германии, Франции, Великобритании и Богемии.

Но настоящая жемчужина уральского Эрмитажа расположилась на первом этаже: речь о выставке французской живописи и скульптуры XIX века. Небольшой по вселенским мерками период (всего-то 100 лет) вобрал в себя несколько разных по стилю, технике и идеологии стилей: от воинственного ампира до утонченного импрессионизма и постимпрессионизма.

Представленные там экспонаты входят в золотой фонд мирового искусства: картины Ренуара, Сезанна, Ван Гога, Гогена и Писарро, мраморные бюсты д'Эпине, бронзовые статуэтки Бонера и маска "Человек со сломанным носом" великого Огюста Родена. Правда, выставка эта пробудет в Екатеринбурге всего три месяца, до конца сентября.

При этом "Эрмитаж-Урал" отнюдь не классическое музейное пространство, пропитанное "пылью веков". В его стенах есть и современные лифты, и интерактивные экраны, и магазинчик фирменных сувениров: футболок, значков, статуэток, буклетов.

Современные помещения расположены в новом пристрое, возведенном на месте внутреннего двора Свердловской картинной галереи. А на чердаке, рядом с Мемориальным залом, расположился креативный лекторий, где выставлены художественные и фотографические работы современных уральских авторов.


Никита Корытин проводит экскурсию по лекторию "Эрмитаж-Урала", где выставлены работы современных уральских авторов

Они поступили в "Эрмитаж-Урал" из частных коллекций, а после завершения выставки будут переданы в дар музею через один из благотворительных фондов.

Посещение экспозиций центра доступно со 2 июля с 11.00 до 20.00 в любой день, кроме понедельников. Стоимость билета 300 рублей (100 рублей для льготных категорий).

Еще в сюжете: Культуру - в массы!

Актуальное