"Рембрандта – в дом Ипатьева, музею выдать дров!"

Неизвестные страницы эвакуации Эрмитажа в Свердловск.

Что объединяет дом Ипатьева в Екатеринбурге, картинную галерею на Вайнера, польский костел, общежития Втузгородка и клуб имени Горького на Первомайской? Правильный ответ — Эрмитаж. Точнее, история спасения экспонатов музея, вывезенных летом 1941 года из Ленинграда в Свердловск.

Эта история во всех подробностях воспроизведена в сборнике "Спасти и сохранить. Эвакуация Государственного Эрмитажа на Урал в документах, воспоминаниях, фотографиях и рисунках", изданном в Екатеринбурге при поддержке Русской медной компании. Презентация издания прошла в преддверии Нового года, передает "Уралинформбюро".

О том, что в годы Великой Отечественной войны свыше миллиона экспонатов Эрмитажа "прописались" в Свердловске, известно практически всем. А вот детали этой "одиссеи" долгое время оставались в тени. Сотрудники Екатеринбургского музея изобразительных искусств и культурно-просветительского центра "Эрмитаж-Урал" решили эту ошибку исправить.


Директор Музея ИЗО Никита Корытин (в центре) благодарит коллектив авторов сборника за проделанную работу

Три долгих года они по крупицам собирали многочисленные архивные документы, письма и воспоминания хранителей музейной коллекции, уникальные фотографии Свердловска военных лет, рассказы о том, как жили и работали сотрудники филиала, как они встретили Победу и организовали возвращение эрмитажных коллекций в Ленинград.

"На любом развороте книги мы попадаем в пронзительно честный и открытый читателю мир трех десятков "эрмитажников", в разное время работавших в филиале Эрмитажа в Свердловске в годы войны – мир, наполненный ежедневным, иногда рутинным, но безмерно ответственным трудом, мыслями, тревогами, чувствами и надеждами", – такую оценку сборнику дал директор музея ИЗО Никита Корытин.

Экспонаты Эрмитажа вывозились из осажденного Ленинграда в обстановке строгой секретности (сотрудникам музея говорили, что их везут в Пермь) двумя эшелонами — первый в июле 1941 года, второй в августе. Третий эшелон вырваться не успел: в сентябре немцы замкнули кольцо блокады.


Весна 1945 года: сокровища Эрмитажа готовят к отправке из Свердловска обратно в Ленинград

В Свердловске несколько десятков сотрудников Эрмитажа разместили в одном из общежитий во Втузгородке — но ненадолго, всего на месяц. Затем их расселили по квартирам горожан, в том числе в построенный незадолго до войны многоэтажный дом на улице Сакко и Ванцетти.

Большая часть сокровищ Эрмитажа хранилась, как известно, в стенах Свердловской картинной галереи на улице Вайнера. Но оказывается, кое что из коллекции было размещено в зданиях католического костела на Малышева — Карла Либкнехта и антирелигиозного музея на Вознесенской горке (печально известный доме инженера Ипатьева).


Директор Свердловского филиала Эрмитажа Владимир Левинсон-Лессинг

В 1943 году директор Свердловского филиала Эрмитажа Владимир Левинсон-Лессинг "выбил" для коллекции еще одно хранилище: клуб имени Максима Горького на улице Первомайской.

Жизнь сотрудников Эрмитажа в Свердловске запечатлена на сотнях фотографий, также представленных в сборнике. Пленка увековечила и рабочие моменты жизни ленинградцев (разбор архивов, реставрация поврежденных полотен), и сугубо личные, повседневные — например, субботники на огородах, выделенных сотрудникам музея в селе Патруши и на территории костела. Семена для них Левинсон-Лессинг лично добывал в областном земельном отделе.

"В Ленинграде в самом начале блокады отбирали у всех фотоаппараты, съемка личная была запрещена, а здесь у многих сотрудников фотоаппараты оставались, - рассказывает заместитель заведующего научным архивом рукописей и документального фонда Государственного Эрмитажа Елена Соломаха. - Снимки в сборнике, возможно, плохого качества, но они прекрасно передают дух времени".


Елена Соломаха

Отдельный раздел в книге отведен воспоминаниям самих хранителей — директора филиала Владимира Левинсона-Лессинга, сотрудников отдела Востока Глафиры Балашовой и Алисы Банк. Оказывается, заботы "эрмитажников" не ограничивались сохранением старинных полотен и статуй.

Не меньше времени у ленинградцев уходило на поиск дров для печей, помощь в очистке улиц от снега, организацию выставок и лекториев в вузах и госпиталях. Находилось время и для научной работы, в том числе археологических раскопок.

Но, пожалуй, главное сокровище сборника - письма музейщиков родственникам и друзьям, оставшимся в осажденном Ленинграде. Они высвечивают бытовые детали, часто ускользающие от взгляда историков.


Стихи 12-летней Лены Гаккель, помогавшей перевозить коллекции Эрмитажа в Свердловск

Особенно интересны в этом плане письма 12-летней Лены Гаккель (племянницы специалиста по рисункам Татьяны Каменской) — подробный многодневный "репортаж" о Свердловске военного времени глазами ленинградской школьницы, украшенный рисунками и стихами собственного сочинения.

Лена почти каждый день писала отцу, оставшемуся в осажденном Ленинграде. Судя по письмам, Урал и Свердловск вызывали у девочки противоречивые чувства. Ее шокировали улицы города, где "громадные дома чередуются с деревянными домишками". При этом "Свердловск очень хороший город, который со временем станет еще лучше, спокойный и безопасный", пишет девочка 2 ноября 1941 года.


Мария Есенина

Издание любой книги, как известно, дело капиталоемкое. Бремя финансирования проекта взяла на себя Русская медная компания, давно и плодотворно сотрудничающая с Музеем ИЗО.

"У нас с музеем много совместных благотворительных проектов, и нам близок такой подход к популяризации истории и культуры Екатеринбурга и Урала в целом, - отметила в ходе презентации сборника директор управления социальной политики РМК Мария Есенина. - Поэтому мы не смогли остаться в стороне и присоединились к изданию такой уникальной книги. Она будет напоминать нам о героических подвигах, благодаря этому произведению мы сможем передавать эстафету памяти и будущим поколениям".

Евгений СУСОРОВ

Актуальное