Портрет личности – портрет эпохи: музей-мастерскую скульптора Антонова открыли в Екатеринбурге

В подарок к 300-летию города.

Старый массивный стол 50-х годов, дубовый шкаф XIX века с книгами по искусству, резная скамейка, которая была сделана специально для фильмов Ярополка Лапшина, старые фотографии, картины друзей и, конечно, – модели, материалы, инструменты, скульптуры... Легко представить, что в воздухе висит облако табачного дыма и хозяин беседует с гостями об искусстве.

10 июля исполнилось 12 лет, как ушел из жизни родившийся в Свердловске скульптор Андрей Антонов, работы которого сегодня представлены не только в России, но и за ее пределами. А 11 июля в Международном центре искусств "Главный проспект" открылся музей известного мастера. Над наполнением и оформлением этого пространства работали его родные – вдова Татьяна Колпакова и ее сын Илья Сологуб.

В легендарной мастерской

– Мы очень благодарны "Главному проспекту" за предложение создать в этих стенах музей. Буквально за месяц, в марте здесь было переделано пространство по нашему плану, а уже в начале апреля мы принесли сюда первые предметы. Понятно, что и сейчас это не конечный результат, а скорее скелет, на который мы постепенно будем нанизывать интересные, концептуальные решения, чтобы это место превратилось в полноценный музей, с научной и образовательной базой. Я вообще считаю, что биография человека – это история и города, и страны. И для нас особенно важно, что мастерская открылась к 300-летию Екатеринбурга, – рассказала Татьяна Колпакова.

В музее воссоздана атмосфера знаменитой мастерской Антонова, которая находилась в перестроенном для скульпторов старом бараке по адресу Сони Морозовой, 161 (во дворах улиц Бажова и Энгельса). "Скульптурные мастерские стали творческим кластером своего времени, домом и местом встреч легендарных художников Свердловска-Екатеринбурга и фактически были памятником истории и культуры города, хотя такого статуса и не имели", – писала об этом месте для Tatlin Алена Кунилова. Внутри было создано уникальное пространство по образу и подобию помещений, построенных для знаменитых московских мастеров – стены надстроили так, чтобы добиться нужной для масштабных проектов высоты потолков, оборудовали окна второго яруса, чтобы в помещения поступал "второй" верхний свет, для хранения глины устроили ямы под полом, на стенах разместили трехметровые щиты для рельефных изображений.

После смерти Антонова его мастерскую на Сони Морозовой Татьяна Колпакова хотела сделать мемориальной, внутри было организовано выставочное пространство, проводились встречи для школьников. Все закончилось после 2017 года, когда скульпторов фактически вынудили покинуть здание – после земельной реформы им выставили гигантский счет за аренду участков, выплатить долг не представлялось возможным. Вместо художников мастерские облюбовали бомжи, а потом легендарное здание сгорело, его руины сравняли с землей. Сегодня атмосфера тех мастерских воссоздана в музее на Ленина, 8.

"Прожив с Антоновым 20 лет я не узнала о нем столько, сколько узнала в процессе создания музея", – призналась Татьяна Колпакова.

Архитектор Борис Демидов сделал один из первых подарков музею

Даже на открытии, где собрались близкие скульптора, гости рассказали несколько ранее неизвестных историй. Один из его старейших друзей (они вместе ходили в детский сад), архитектор Борис Демидов сделал музею подарок – снимок, на котором Антонов и художник Герман Метелев запечатлены в момент работы над рельефом в интерьере Екатеринбургского цирка.

– Знаете, чем они занимались? Гипсовали цветы и крапиву, которые срывали тут же, рядом со зданием, – рассказал даритель. Если внимательно рассмотреть рельеф, на нем есть фигуры артистов, которые жонглируют этими букетами.

– В мастерскую Антонова приходили многие известные мастера, они останавливались там по пути в Союз художников или собирались у него после открытия выставок. Это был своего рода гений места. Сложился особый круг художников, в котором не было речи о профессиональной ревности, это было настоящее содружество, они общались, обсуждали работы, пили утренний кофе, – поделилась Татьяна Колпакова.

Традицию утреннего кофе решили возобновить и в музее. Борис Демидов уже провел несколько встреч в этом формате, посвященных Антонову. Осенью они будут возобновлены.

Выставка Антонова – Екатеринбург

Музей состоит из трех залов. В первом – рабочее пространство, где можно проследить процесс рождения скульптуры. На верстаках стоят пластилиновые модели, бронзовые заготовки, гипсовые отливки и готовые вещи. Как отметила Татьяна Колпакова, в музее представлена только десятая часть от наследия скульптора, при этом учредитель Международного центра искусств "Главный проспект" Олег Гусев любезно предложил семье и помещение для хранения фондов.

В соседней комнате воссоздана обстановка второго этажа мастерской Антонова, где он создавал эскизы и принимал многочисленных гостей.

"На этих полках нет ничего случайного, о каждом предмете можно рассказывать отдельно. Что касается книг, с ними я придумала отдельную экскурсию. Антонов был помешан на книгах. Даже когда болел, в последние дни, периодически отправлял меня в книжный магазин", – объяснила Татьяна Колпакова.

Символично, что музей Антонова появился в Екатеринбурге в качестве подарка к 300-летию города. Как отметил литературовед Леонид Быков, который в свое время сам не раз бывал в мастерской скульптора, Антонов хорошо знаком уральцам, даже тогда, когда они не знают этой фамилии.

– Искусство скульптуры – максимально монументально, масштабно. Но Антонов – художник, который, сохраняя верность этому виду искусства, оказался соразмерен человеку, – пояснил профессор УрФУ в беседе с корреспондентом "Уралинформбюро". – Когда горожане-мы воспринимаем его "Горожан", мы видим, что это из нас, что это о нас. Даже музы на фасаде ККТ "Космос" и на Доме кино – они понятны нам.

Причем главная выставка Антонова – это Екатеринбург. В театр сегодня не все ходят, в филармонию – тем более, книги уже не все читают, а Антонова знают все, даже когда не догадываются, что это Антонов. Таким образом это самое, можно сказать, изысканное, аристократичное искусство оказывается и самым демократичным, – отметил Леонид Быков.

Третий зал действует как выставочное пространство, в нем представлены картины и отдельные скульптуры Андрея Антонова

"Мне как социологу всегда было интересно, как портрет личности становится портретом эпохи. Скажи "Антонов", добавь "екатеринбургский", напиши "скульптор" и вот уже нарратив разворачивается как клубок, а может, даже как грибница, и у нас уже нет права рассуждать поверхностно: грибница уходит глубоко под землю, значит, нужно копать. В ней мы, как из недр земли, достанем фракталы кристаллов, в которых отразится связь времени, места и судьбы", – писала об Андрее Антонове художественный критик Анастасия Хаустова.

Андрей Антонов (1944–2011) – скульптор, график, живописец, заслуженный художник России. Помимо упомянутых муз и памятника трем художникам "Горожане", жителям Екатеринбурга известен как автор памятника Мамину-Сибиряку, скульптурной композиции "Лето" (мальчик с лошадью у детской поликлиники на улице Испанских рабочих), 11 мемориальных досок академиков. Как монументалист выполнил в Североуральске памятник павшим в Великой отечественной войне, памятник Чапаеву (установлен в колхозе имени Чапаева в Казахстане), рельефы для Свердловского областного краеведческого музея и для Свердловского театра музкомедии. Пожалуй, особенно интересны его скульптуры малых форм в шамоте и бронзе, которые, как отмечают критики, стали воплощением собственного стиля художника и "эксплицируют всю историю скульптуры".

Фотографии Лели Собениной предоставлены Татьяной Колпаковой

Еще в сюжете: Культуру - в массы!

Актуальное