"Команда "пошел" – и ты в небе": кто и как готовит бойцов Уральской базы охраны лесов

Фоторепортаж под крылом самолета.

"В прыжке самое сложное – не отделиться от борта самолета, главное – правильно приземлиться. Парашютист не должен висеть в небе, как сосиска – прыгнул и кайфуешь. В эти четыре минуты, от отделения до приземления, он должен работать", – объясняет начальник учебного центра Уральской базы авиационной охраны лесов Дмитрий Ревус.

Тяжело в учении – легко в бою: уральские лесные пожарные не сидят без дела и зимой. Перед началом сезона парашютисты и десантники проходят цикл тренировок и теоретической подготовки (официально это называется подтверждением квалификации). В условиях настоящего лесного пожара, когда буквально нужно пройти огонь и воду, учебная практика поможет действовать точнее и быстрее, а кому-то – сохранит жизнь.

Работа в авиационной охране лесов – из тех, на которых условия порой невыносимо сложные, а платят нередко до слез мало. Поэтому, например, в тяжелом 2023 году Уральская авиабаза потеряла 15 готовых парашютистов и десантников. Полностью укомплектовать группы во всех отделениях в пяти городах Свердловской области не удается до сих пор, передает "Уралинформбюро".

Сейчас обучение наряду с опытными лесными пожарными проходят 11 новичков, их называют "перворазниками". В феврале, на старте, этих ребят было даже больше – 12, но один сдал свой парашют еще на земле – работа все-таки не для слабонервных. Еще двое сделали по несколько прыжков (молодцы! – хвалят инструкторы) и тоже поняли, что не тянут, один уволился, второй перевелся из парашютистов в десантники (будет выполнять только спуски с вертолетов).

Отсев обычно так и происходит – в среднем человек "ломается" после четвертого прыжка, объясняет Дмитрий Ревус. – Сначала всё на эмоциях, а потом ты понимаешь, что это тяжелая работа. Надо постоянно контролировать ветер, контролировать купол, площадку приземления, высоту. В определенный момент ты должен построить "коробочку" для захода на площадку приземления, строго против ветра. Это непросто, нужно работать не только стропами, но и головой.

В 2024 году авиабазе с "перворазниками", похоже, повезло.

– Иногда человек приходит, и ты видишь – ну, не заряжен он. А те, которые в этом году у нас отучились – огонь-парни, в этом сезоне они себя покажут, – подчеркнул руководитель.

Показатель мастерства парашютиста – умение "затоптать крест", объясняют сотрудники авиабазы. Это значит, человек должен попасть в центр площадки для приземления (он помечен крестом), радиус этой площадки 50 метров. В то же время, если прыжок групповой, нужно держать в поле зрения напарников, выстраивать траекторию приземления так, чтобы не задеть того, кто уже на земле, и к тому же – оставить место для тех, кто опустится следом.

Особое внимание – к безопасности. Еще до посадки в самолет укладка парашютов проверяется несколько раз. Контрольная проверка – уже в самолете. Если у выпускающего инструктора есть хотя бы малейшие претензии к экипировке, человек покинет самолет только после посадки – всегда лучше перестраховаться.


Проверка экипировки проводится в несколько этапов. В последний раз – в самолете, перед прыжком

Интересная деталь: парашюты, которые были повреждены в прошлом сезоне и отремонтированы, проверяют самые опытные парашютисты авиабазы – на каждый купол приходится два тестовых прыжка.

Что касается нештатных ситуаций – от них не застрахован никто. Разбор полетов по прошлому сезону в этом году инструкторы, десантники и парашютисты прошли в феврале на теоретических занятиях. Там же разбирались тревожные случаи из других регионов. Кроме того, такие ситуации в процессе обучения с бойцами стараются разбирать на специальных тренажерах – в небо без этого никого не пустят.


Аэродромная кошка Маруся приносит парашютистам удачу

Всего во время тренировок в 2024 году лесные пожарные выполнили больше 700 прыжков. До анализа протоколов и подведения итогов аттестации осталось еще несколько тренировочных дней – потом будет ясно, кого из претендентов допустят к реальной работе в полях. Пожароопасный сезон вот-вот начнется, в этом году лето вновь может быть жарким.

Фотографии Алексея Зарецкого предоставлены сотрудниками Уральской авиабазы