Ветер, солнце и сокол в облаках

Фото Виктора Конева, предоставлено пресс-службой центра "Холзан"

Как на Урале возрождают популяцию балобана.

"Сокол играет в воздухе с кормом. Поднимается вверх, бросает и затем ловит. Как котенок!" – наблюдать за повадками этих красивых птиц – работа и привилегия волонтеров проекта по возрождению балобана.

Каждое лето энтузиасты со всей страны под руководством сотрудников центра реабилитации хищных птиц "Холзан" неделями пропадают в степях Южного Урала. Задача – выпустить птенцов балобана, родившихся в неволе, и помочь им встать на крыло, оставаясь при этом незамеченными. По-научному это называется реинтродукция, и пока что это единственный способ не дать виду окончательно исчезнуть. О том, как соколята учатся летать этим летом, "Уралинформбюро" рассказала и показала координатор проекта Светлана Погудина.

Сокол-балобан сегодня считается одной из редчайших птиц. Его численность на планете за последние десятилетия сократилась на 90%. В большинстве степных районов Урала, где исконно гнездились балобаны, они практически исчезли. Основные причины – разрушение мест обитания и браконьеры.

Новые гнезда

В "Холзане" живут порядка 30 пар балобанов, объясняет Светлана. Весной у них появляются птенцы.

Недавно вылупившиеся птенцы балобана греются под светом лампы. Фото: "Холзан"

Часть вылупившихся особей останется в центре, они нужны для восполнения "маточного поголовья", то есть им предстоит стать родителями будущих вольных птиц. Остальных малышей отпустят в небо. Точек выпуска в этом году три, одна из них – на территории заповедника Аркаим.

Сам процесс постоянно совершенствуется. Например, в этом году для будущих вольных хищников были изготовлены гнезда-домики. Их разместили на скалах на высоте около 5 метров, получились аналоги настоящих соколиных гнезд – пернатые будут там в безопасности, а вернувшись на родину следующим летом, смогут снова в них поселиться.

Процесс установки гнезда. Внутрь подсыпают гальку и грунт

Первый полет

Лучше всего, если в точке выпуска птенцы окажутся еще пуховиками, то есть, когда перья еще малы и соколята покрыты птенцовым пухом. Они уже могут самостоятельно есть, и волонтеры незаметно подбрасывают в гнездо корма.

Когда поднимается ветер, еще маленькие соколята начинают тренироваться летать. Они активно машут крыльями в гнезде и на размещенных рядом присадах. Наконец наступает момент, когда соколенок отправляется в свой первый полет.

Через некоторое время осмелевший "подросток" уже начнет осваивать более сложные фигуры пилотажа. А пройдет еще немного, будет совершать разведывательные вылеты (разлеты), с каждым днем увеличивая их дальность. Сначала это несколько километров, потом, окрепнув, соколы улетают уже на десятки километров от лагеря. Их задача в это время – найти территорию с хорошей кормовой базой.


Фото Натальи Григорьевой. Предоставлено пресс-службой "Холзана"

При этом к гнезду птицы все еще возвращаются – ведь там пока еще предлагают еду.

Чтобы понять, чем сокол завтракает, обедает и ужинает, волонтеры отыскивают и исследуют погадки – непереваренные комочки костей, шерсти и перьев, которые отрыгивает птица. Если в этой субстанции есть шерсть или перья, значит, она освоила охотничье мастерство и в дальнейшем за нее можно не беспокоиться.


Вот в одной из погадок волонтеры обнаружили чьи-то маленькие косточки

Вот, например, запись из прошлогоднего дневника проекта:

Уже несколько дней наблюдаем охоту соколов. В какой-то момент траектории сокола и пичужки пересеклись, и лёгким незаметным движением пальцев сокол прихватил добычу. Все произошло ошеломительно спокойно и естественно".

Особые приметы

Важный вопрос – идентификация. У каждого сокола на лапе есть персональное номерное кольцо, но издалека цифры на нем даже в бинокль разглядеть трудно. Поэтому волонтеры сначала много фотографируют соколов, а затем просматривают десятки фотографий, чтобы найти у каждой птицы особые приметы – например, пятнышки, "носочки" на лапах, приметить ее любимые присады – это почти детективная работа. Зная эти особенности, потом можно будет понять, какой именно балобан вернулся с утреннего воздушного "променада".

С 20 июня мы выпустили в Аркаиме 15 птиц. В ходе наблюдений мы фиксируем возвраты к гнезду всех балобанов. Вообще можно с уверенностью сказать, что ни один из 250 выпущенных с 2008 года балобанов не погиб на этапе адаптации, – отмечает Светлана.

Что будет с этими птицами дальше? К концу текущего сезона соколы рассредоточатся по территории, каждый выберет новое место, жить стаей пернатым хищникам не свойственно. А с наступлением холодов, когда питаться на Урале станет нечем, они мигрируют южнее – "в соответствии с генетикой".

Привет из Пакистана

Наиболее эффективным методом отслеживания перемещений балобанов могли бы стать специальные датчики. Несколько лет назад специалисты "Холзана" уже планировали начать их использовать, но случился ковид, а затем СВО и санкции. Цены взлетели, один датчик стоит сегодня около 100 тысяч рублей, а из-за "экономической блокады" сами гаджеты, специальные платформы для их использования и международные базы данных стали недоступны.

Но и без датчиков доказательств того, что выпущенные птицы выживают и успешно адаптируются в природе достаточно.

Например, две окольцованные птицы, выпущенные "Холзаном", были пойманы в Пакистане и Саудовской Аравии. Всему научились и долетели!

Даже во время нашего разговора Светлана несколько раз отвлекается, потому что соколы проносятся рядом с ней, за их воздушными играми нельзя наблюдать равнодушно. Надо сказать, в этом году погода "дала прикурить" волонтерам: периодически льет дождь, дороги размыло, одежду и обувь высушить тяжело. Но никто не унывает, ведь что может быть лучше, чем ветер и сокол в облаках!

Партнерами проекта в 2024 году стали Магнитогорский металлургический комбинат, Группа НЛМК, компания "ВИЗ-Сталь".

Дневник проекта в Telegram.

Елена МЕЗЕНОВА

Фотографии предоставлены центром реабилитации хищных птиц "Холзан"