Жар-Снегурочка на сцене Урал Оперы

Впечатления от премьеры.

В разгар лета в Урал Опера Балет показали смертельный холод без любви и ее столь же губительное пламя. Уже сегодня первые зрители увидят в Екатеринбурге новую постановку оперы Римского-Корсакова "Снегурочка". Накануне в театре дотачивали отдельные партии и мизансцены перед премьерой. "Уралинформбюро" делится впечатлениями от финальной репетиции.

В истории свердловского оперного это восьмое по счету рождение "Снегурочки", в музыкальном плане – убедительный и созданный по всем канонам спектакль. Дирижер-постановщик Павел Клиничев мастерски расставляет акценты, чтобы вплоть до ноты раскрыть произведение Римского-Корсакова. Пришедшим на финальный прогон журналистам повезло увидеть, как и что он для этого делает: артистов и музыкантов просят добавить плавности и глубины, придержать или ускорить темп.


Павел Клиничев с исполнителем партии Берендея Сергеем Осовиным

Если сюжет и музыку оставили не тронутыми, то визуальное в постановке стало полем экспериментов. Анонсируя спектакль, авторы честно предупреждали: ставить классическое произведение по старым правилам сегодня бессмысленно. Новое время требует новых подходов.

Режиссер Антон Морозов (ученик Андрея Могучева) в тандеме с художником Катей Никитиной предприняли небезуспешную попытку досотворить мир, выписанный в либретто оперы и пьесе Николая Островского.


Леший в новой сказке напоминает Волан-де-Морта

По легенде после ссоры богов Ярило сердит и отвернулся от людей. Зритель на фоне знакомого сюжета видит весьма апокалиптическую картинку – земля застыла в состоянии перед рассветом. Солнце не всходит уже несколько сезонов, нарушен привычный ход вещей – нет роста и цветения. Люди, надеясь на восстановление миропорядка, продолжают заниматься привычными делами, и вместо живых решают высаживать искусственные цветы. Пластиковые букеты в конце концов захватывают собой все пространство, как будто откачивая со сцены воздух.

В финале, как мы помним, ледяная девушка познала таинство любви и растаяла. Но она и жертва, которую приносят Яриле, чтобы жизнь в мире берендеев вернулась в привычное русло. Тему жертвоприношения, обычное для язычников дело, авторы докручивают и усиливают, превращая в обряд, отдающий ритуалами вуду – артисты выходят на сцену в черном, на обнаженных торсах нанесены рунические символы.

Катя Никитина поясняла: все, что видит зритель, – собирательный образ древней мифологии и знаков, которые художник и режиссер искали и отбирали месяцами. От этого спектакль получился эклектичным, но зрелищным, с богатым набором красивых обрядов, с соломенными ритуальными коловратами-солнцами и другими языческими предметами.

Пожалуй, больше всего кураж проявился в работе над некоторыми костюмами. Пышнотелая Весна одета в облегающий комбинезон с "цветущим" узором, царь Берендей появляется в современном пиджаке с лицом, неравномерно испачканным "зеленкой", Мороз предстает огромным витязем в сверкающих доспехах.

Спокойно и монохромно решены центральные фигуры: Снегурочка традиционно в белом, чтобы зритель без труда считывал ее чистоту и невинность. Предавший Купаву Мизгирь, наоборот, во всем черном, что на языке оперных условностей прямо указывает на его духовные качества.

К третьему акту и сцене жертвоприношения людей в черном всё больше – они не прошли испытания, встретившись с чистотой Снегурочки, авторы маркируют их для зрителя как перешедших на темную сторону.


К третьему акту в черное переоблачаются пастух Лель и царь Берендей

В спектакле вообще много образности и символики. В Снегурочке, которую отправили к берендеям родители – Мороз и Весна – с момента появления в мире людей идет борьба двух начал – огня (земного) и холода (ее сути). Когда побеждает земное рядом медленно тлеет дерево, а когда люди отталкивают ее, оно вдруг покрывается коркой льда.

Снегурочка умирает, все поют гимн солнцу, и режиссер вводит страстный ритуальный танец двух фигур, знак восстановления мирового порядка. Первая – женская – в тех же одеждах, что и Весна, она – возрождение, силы природы. Вторая – артист, загримированный под афроамериканца, наравне с балетными поддержками совершающий диковатые движения – силы земли.

К слову, финал остается открытым, и не дарит чувства очищения. Солнце входит в зенит, а тревога остается – герои погибли. Однако зритель, распутавший предложенную сложную вязь, покинет зал удовлетворенным.

Но Снегурочка – это о красоте голосов, и артисты не упускают шанса на яркое высказывание. Так, характерная сложная партия удалась Снегурочке Полине Кумылгановой, а Наталья Буклага – это вкрадчивый голос Леля, выводящего внедренные в оперную ткань народные напевы.


Снегурочка и Лель

"В пьесе Островского и в опере можно найти столько смыслов, что у нас на протяжени пяти месяцев постановки было очень много открытий. Надеюсь, что каждый найдет частичку себя в ком-то из героев. В главном же все сводится все равно к любви, главное смотреть с открытым сердцем", – говорит Полина Кумылганова.

Премьерные показы спектакля состоятся 20, 21 и 22 июня.

Елена МЕЗЕНОВА