Театральное хулиганство с Мюнхгаузеном устроили в ТЮЗе Екатеринбурга

Но не знаменитый барон тут главный.

Вишневая косточка прорастает во лбу у оленя, одной левой смелый охотник побеждает разъяренного медведя, и все это – в квартире обычной новостройки. В екатеринбургском ТЮЗе поставили теплый спектакль о силе фантазии, которая делает нас непобедимыми, но не только об этом.

Как рассказал режиссер Сергей Молочков, эта премьера – чуть ли не первая постановка по мотивам похождений славного барона Карла Фридриха Иеронима фон Мюнхгаузена в театре. Главные герои в пьесе Ирины Васьковской – мальчик-подросток (Владислав Пивнев) и его верная собака дворовой породы Мотя. Мальчик скучает, пока родители заняты, и с удовольствием разыгрывает приключения из любимой книги вместе с четвероногим другом.

Роль собаки досталась народной артистке Любови Ворожцовой, каждое появление которой на сцене означает, что внимание будет обращено исключительно на нее – настолько живой и правдоподобной получилась ее Мотя.

В спектакле нет пышных декораций, но не от желания сэкономить. На сцене – несколько картонных коробок и стеклянные двери, зато послевкусие остается богаче самых дорогих спецэффектов. Так и работает детское воображение, которое постановка способна пробудить, кажется, даже в самом серьезном и в силу возраста далеком от детских шалостей зрителе. Дети легко превращают обычный таз в скоростной крейсер, а с помощью фонарика, когда вылетели пробки и нет света, отправляются на Луну.

"Работу фантазии ребенка может запустить любая, на взгляд взрослого, мелочь. Они берут натянутую скатерть – в детстве мы постоянно смотрели так диафильмы – это крепостная стена, шалаш можно построить из подушки и пледа. Были лыжи – они стали копытцами оленя, была мамина кухонная утварь, она стала его рогами. В этом был мой личный интерес – найти такое детское, нестандартное использование стандартных вещей", – рассказывает режиссер.

Интересно, что в этом свойстве работа детской фантазии близка к сути театра как такового, не зря говорят, что каждый артист – это большой ребенок.

"Посмотрите на Любовь Эвальдовну Ворожцову – как силен в ней ее внутренний ребенок, которого многие взрослые начинают в себе гасить, и постепенно все это переходит во всевозможные депрессии и так далее. Она шалит, носится по сцене, в ней столько жизни", – добавляет Сергей Молочков.

Хулиганство и шалости в конце концов приходится отложить, потому что разговор заходит о серьезном – о реальной жизни, которая нередко бывает печальной. Мало кому в зале удается сдержать слезы, когда становится ясно, что жизнерадостная Мотя умерла. Но черных красок не будет, авторам удается в сложной теме деликатно удерживать тональность светлой грусти, не нагнетая и не сгущая краски. Потери неизбежны, жизнь продолжается, и семья мальчика вспоминает Матильду с благодарностью.

"Для меня эта работа ценна тем, что мы говорим с ребенком на взрослую тему и говорим напрямую о том, что существует смерть и это нормально. О том, что домашние животные могут уйти от нас в любой момент. В этом и есть ценность жизни – в осознании того, что ты в любой момент можешь потерять кого-то, кто рядом", – поделился артист Ростислав Ганеев, сыгравший отца мальчика.

"Мой Мюнхгаузен" – дипломный спектакль Сергея Молочкова, окончившего Екатеринбургский театральный институт. Дети принимают постановку с радостью, а взрослым предстоит выдержать этот экзамен – способны ли хоть ненадолго вернуться в детство?