Мутко расставил спортсменов по базам

В сентябре 2010-го российский спорт тихо и без лишней помпы встал на новые рельсы.

В министерских кабинетах был разработан и утвержден список базовых видов спорта для каждого региона страны. По мнению авторов, он должен повысить ответственность территорий за развитие отдельных видов спорта и привлечь внимание к конкретным спортивным школам, где растут будущие чемпионы. Подводя первые итоги проекта, корреспондент "Уралинформбюро" обнаружил, что российская действительность способна любое начинание довести до абсурда.

Идея определения "точек спортивного роста" родилась в умах чиновников практически сразу после Ванкувера. "После анализа выступления на Играх, когда встал вопрос, кому отвинтить голову за провал, появилась идея того, что между федеральным центром и регионами должна быть подобная связь. Субъекты РФ будут получать госзадание и деньги на его реализацию. Но вместе с тем на их плечи ляжет и груз ответственности за результат", - пояснил министр спорта Свердловской области Леонид Рапопорт.

Среднеуральскому министру в плане ответственности за популярные в регионе виды спорта не позавидуешь. В наследство от предыдущего руководителя ему досталась талантливо разрушенная база профессионального спорта. Атлеты - кто хотел и мог - давным-давно уехали из Свердловской области, а оставшиеся тренируются на объектах, реконструкция которых требовалась еще десять лет назад. Ставшие базовыми биатлон, конькобежный спорт, прыжки на лыжах с трамплина, легкая атлетика, пулевая стрельба и хоккей на траве в Свердловской области не имеют современных арен для подготовки и соревнований спортсменов.

Иногда доходит до абсурда. Знаменитый уральский тренер по биатлону Евгений Колокольников, скончавшийся 4 августа 2011 года, часть своей жизни положил на то, чтобы придать стрельбищу в Новоуральске официальный статус. Будет ли развиваться биатлон в закрытом городе после смерти наставника - не понятно.

Но обратного пути нет. Инициативу Минспорта России с базовыми видами спорта благословил лично Президент РФ Дмитрий Медведев. На одном из заседаний по развитию профессионального спорта он потребовал от губернаторов в обязательном порядке развивать "подшефные дисциплины". Правда, до сих пор в широком доступе нет информации о том, кому и что именно надо развивать. Также не совсем понятно, по каким причинам конкретный вид спорта чиновники потребовали развивать в том или ином регионе.

Если в Уральском федеральном округе дисциплины более-менее сбалансированы, то за его пределами происходит много удивительных вещей. К примеру, Красноярскому краю поставлена задача развивать… греблю на байдарках и каноэ. Хотя для этого в северном регионе нет условий.

"Стали разбираться: оказывается, через параллельный зачет губернатор и местный министр спорта сумели договориться с другими регионами, и им засчитывались результаты гребцов из других субъектов. А так как в Минспорта посмотрели не на наличие инфраструктуры, а просто на результаты последних лет, то и определили Красноярскому краю греблю как базовый вид. Это - нонсенс, который показывает, что решение по поводу базовых видов было не совсем продуманным", - утверждает сенатор Вячеслав Фетисов.

Удивление вызвало и то, что футбол, по документам, должен стать базовым лишь на одной территории - в Чечне. Объясняться пришлось министру спорта Виталию Мутко. Он заявил, что на самом деле футбол - единственный вид спорта, для которого разработана отдельная федеральная целевая программа. И в ней задействовано 83 региона России. Правда, так и осталось неясным, почему именно у Чечни футбол проходит отдельной строкой.

Другая проблема - виды спорта, которые не стали базовыми. "Что нам теперь, умереть?" - грустно шутят представители региональных федераций-"неудачников". В Свердловской области эта проблема стоит как никогда остро. Москва выделила для региона 15 базовых видов спорта, а их развивается более ста.

"Нас спрашивают: почему одни вошли, а другие нет? Мы поясняем, что нужна система подготовки, материальная база, результаты, в конце концов, - отмечает Леонид Рапопорт. - Строительство крупных спортивных объектов позволит увеличить количество приоритетных видов. Кроме того, мы внимательно изучаем опыт Челябинской области, где шесть центров спортивной подготовки, а не два, как у нас. Допустим, у нас нет центра по "игровикам", хотя в области 16 таких команд. Они получают деньги от фонда спорта высших достижений. Вместе с тем в рамках выделения грантов мы начали учитывать и индивидуальные виды спорта. Потому что сейчас есть определенный дисбаланс: финансирование игровых и индивидуальных видов спорта идет как 80 к 20, а количество завоеванных наград в обратной пропорции - 20 к 80".

На Ямале базовыми стали всего два вида спорта: шорт-трек и греко-римская борьба. "Я сам удивился - почему так мало? Но здесь все зависит от спортивных федераций, которые подают в Минспорта РФ информацию, - поясняет директор окружного Центра подготовки и проведения спортивных мероприятий Мухарбек Хосроев. - Шорт-трек хорошо поддерживается регионом, греко-римская борьба - сами подсуетились, да и результаты хорошие есть. Что с другими видами спорта? Здесь есть упущения общероссийских федераций".

Но М.Хосроев не снимает ответственность за просчет и с региональных федераций. "Биатлон, лыжные гонки, тяжелая атлетика... Они сделали упор на выездные мероприятия, проведение соревнований, а не отследили вовремя подачу данных в общероссийские федерации", - сожалеет М.Хосроев.

Впрочем, правила игры всегда можно поменять. Тем более что число и наименование базовых видов спорта в отдельных регионах (как и их финансирование) год от года будут редактироваться. Вместе с ними будут менять направления и финансовые реки, текущие из Москвы в регионы на поддержку "профильных" чемпионов. Утолят ли они медальную жажду Олимпиады в Сочи - узнаем в феврале 2014 года.

Андрей КАЩА