Зачем Дубровский рядится в реформатора?

И что это даст Южному Уралу.

Кадровый голод и управленческий кризис в Челябинской области заставляют губернатора Бориса Дубровского тасовать порядком засаленную чиновничью колоду. Но будет ли успешной эта реформа? Эксперты указывают, что впервые за 20 лет никто толком не понимает, кто и за что отвечает в Челябинской области. Всем ясно лишь одно – Дубровский пытается перезапустить если не саму систему, то хотя бы самого себя.

Новый год начался для команды оптимистично настроенного (по его собственному выражению) Бориса Дубровского с сокращений и кадровых перемещений по горизонтали. Своих кресел лишились руководитель администрации губернатора Андрей Комаров, публично уличенный в ненормативной лексике вице-губернатор Иван Сеничев, а администрация главы региона и вовсе приказала долго жить, будучи ликвидированной.

В постпраздничные дни Дубровский назначил главой объединенного аппарата губернатора и правительства Челябинской области Евгения Голицына. Говорят, одной из его обязанностей наряду с кураторством политического блока должно было стать отражение многочисленных информационных атак, на которые в последние месяцы жалуется губернатор. Вот только заниматься этим вместо сидящего в СИЗО бывшего вице-губернатора Николая Сандакова Голицын не хочет. То ли помнит, к чему приводит pr-рвение, то ли навыка не имеет и просто не потянет ношу в тяжелый выборный год.

Первым итогом реформы стала реляция о том, что число органов исполнительной власти в Челябинской области сократилось с 26 до 25! Странно, но при таком скромном секвестре чиновники пытаются уверить южноуральцев в своем неудержимом стремлении сэкономить на содержании себя любимых. Пока же с уверенностью можно говорить, что затеянная перетряска привела к результатам со знаком минус. Как отмечает в своем блоге политолог Александр Подопригора, за последние 20 лет не было случая, чтобы никто в руководстве области, а также в бизнес- и политических кругах не мог с уверенностью назвать фамилии людей, персонально и реально отвечающих за политический (включая медийный) и экономический блоки правительства в ранге заместителей губернатора. "Это результат ряда последних кадровых решений и аппаратных перетасовок, которые, кажется, еще не завершены. Ситуация действительно нестандартная", – замечает он.

Кадровая чехарда происходит на фоне ощутимого падения личного рейтинга губернатора. Декабрьский опрос лаборатории прикладной политологии и социологии ЧФ РАНХ и ГС показал, что если в 2014 году Дубровскому доверяли 63,8% жителей Челябинска, то в конце прошлого года их число рекордно сократилось до 43,5%. "Это говорит о том, что население и чиновники оценивают сложившуюся в регионе ситуацию по-разному", – отмечает А.Подопригора.

А ведь всего через пару месяцев стартует подготовка к выборам в Госдуму, и без преувеличения можно утверждать, что в сравнении с другими регионами УрФО "обескровленная" Челябинская область к ним менее всего готова. О том же говорит и Подопригора: назначение "кадровика" Голицына на пост политического куратора мало прояснило вопрос, кто реально будет организовывать думскую кампанию. "Это предполагает большой опыт разноуровневых политических и межклановых взаимодействий, которого у Голицына, при всем уважении, очень мало", – поясняет он.

Как заявил "Уралинформбюро" политолог Андрей Лавров, на такую пертурбацию Дубровского в первую очередь подвиг жесточайший кадровый голод. "Людей мало, они есть такие, какие есть, других никто не даст. Он посмотрел: кто-то косячит по полной,  кто-то не тянет совсем, и вынужденно так поступил", – говорит собеседник агентства.

Насколько эффективной будет реформа, пока непонятно. Лавров объясняет это тем, что в структуре новых людей минимум – это просто перетасовка: "Если говорить об экономии – то ее не будет. Как говорит Дмитрий Анатольевич Медведев, я их сокращаю, сокращаю, а их опять много. На этот момент вообще минимальное количество уволено – эта усушка и утряска несущественна".

Сейчас Дубровский с донкихотовской смелостью утверждает, что за все отвечает лично и полностью контролирует ситуацию. Например, он совмещает должности губернатора и главы регионального правительства, что в нынешних быстроменяющихся условиях может его подвести. "Эта позиция опасная, и принцип этот политически скользкий. И хотя мне нравятся офицеры, которые отвечают за все в своей части, это вещь обоюдоострая. Плюс это или минус – посмотрим", – признает Лавров.

Политологи сходятся во мнении, что пока не очень ясно, к чему вообще приведет затеянная губернатором встряска. "Думаю, не понимает этого и сам Дубровский. Но, полагаю, что время экспериментов не закончено. Ситуация меняется так быстро, что отсутствие приспособляемости не оставляет шансов на выживание", – делает вывод Лавров.

Причины кадровых перестановок политолог Александр Мельников объясняет просто: Дубровский не готовился к роли губернатора и прежде не имел такого опыта. "Новая метла" заработала не сразу, а спустя полтора года после выборов потому, что у него не было готовой команды и приходилось опираться на людей, которые тогда имели опыт.

Кроме того, уже в 2015 году власти Челябинской области столкнулись с политическими вызовами. Это громкое расследование по Сандакову, другие проблемы с силовиками (обвинение в коррупциогенности близких к Дубровскому выходцев из Магнитогорска), история с телефонным матом Сеничева, которая завершилась его добровольной отставкой. "Кроме того, в прошлом году мы наблюдали атаки на Дубровского и его команду, и в итоге было принято решение о перестройке и реформе", – замечает Мельников.

Как и остальные собеседники "Уралинформбюро", он затрудняется оценить перспективы губернаторского новаторства: "Но я бы не преувеличивал эту перенастройку. Например, не очень понятно, что даст уход Сеничева и передвижение Комякова".

Хотелось бы верить, что у самого Дубровского осознание своих действий появится к докладу-отчету, который намечен на первый квартал 2016 года. Проект документа должен быть готов к концу января. Но уже известно, что писать его будет не сам Борис Александрович, а клерки из министерства экономического развития.

Александр РОДИОНОВ

Ранее по теме:
Дубровский ликвидировал губернаторскую администрацию