Обездоленные врачи

За COVID расплатились не со всеми.

С началом пандемии коронавируса стало понятно, что основной исход борьбы будет зависеть от врачей. Медики работают на износ, рискуя собственным здоровьем – среди них много заразившихся, не все выжили. Президент принял решение поддержать их специальными выплатами. Но благие намерения обернулись скандалом.

Избирательный подход

Врачи из закрытого города Новоуральск, который является одним из лидеров по заболеваемости коронавирусом в Свердловской области, обратились в редакцию "Уралинформбюро", не дождавшись денежного поощрения. Они возлагали надежды на постановление правительства № 484, в котором оговаривается размер выплат для врачей, работающих в условиях стационара - в "красной зоне". 80 000 рублей - для врачей, 50 000 рублей – для среднего медперсонала, 25 000 рублей – для младшего. Сотрудникам скорой помощи – от 25 000 до 50 000 рублей.
Но о работниках "невидимого фронта" - тех, кто занимается лечением COVID-больных на дому (терапевты, педиатры), в этом документе ни слова.

Это подтверждает ответ ФМБА (в "ядерном" Новоуральске медициной занимается данное агентство) на запрос "Уралинформбюро": "К сожалению, "президентские" выплаты производиться не могут для работников амбулаторно-поликлинических подразделений". На минуточку, в том же Новоуральске, по словам работников ЦМСЧ № 31, три четверти пациентов с коронавирусом лечатся вне стен больниц.

Во время пика мы обходили не менее 30 адресов за день, в жару носили тяжеленные защитные костюмы. Мы были очень удивлены, получив в июле не больше 30 тысяч рублей. А весной - меньше 10 тысяч рублей. То есть мы получили только выплаты по приказу ФМБА № 106 (аналог постановления правительства № 415), а не "президентские", - сетует врач-педиатр ЦМСЧ №31 Елена П. (имя изменено — прим. ред.). - А ведь я - врач высшей категории, назначаю лечение, знаю, какая именно схема эффективна, а у меня такая мизерная сумма! А, например, работники скорой, которые приезжают за этими больными, их не лечат, получают больше нас по постановлению правительства № 484".

По словам сопредседателя межрегионального профсоюза медицинских работников "Действие" Андрея Коновала, подобные нормативные акты должны были приниматься изначально в отношении всех, кто так или иначе контактировал с коронавирусными пациентами.

"На мой взгляд, данные постановления составлены крайне невнятно, похожи друг на друга, необоснованно ограничивают численность работников здравоохранения, которые могут рассчитывать на дополнительные стимулирующие выплаты. Из-за правовой неопределенности они будто бы позволяют региональным властям и работодателям еще больше сузить круг выплат, а также уменьшить их размер для ряда категорий работников до несущественных сумм", - комментирует эксперт.

Коновал подчеркивает, что правительству России необходимо распространить выплаты по постановлению № 484 на сотрудников амбулаторного звена (поликлиник). С ним солидарен председатель свердловского профсоюза работников здравоохранения РФ Сергей Угринов: "Это пробел в законодательстве. Мы с нашими московскими коллегами уже написали три письма в правительство страны, министру здравоохранения Мурашко, чтобы сотрудников участковой службы, работающих с COVID-пациентами, включили в постановление № 484. Эти люди имеют полное право на данные выплаты. К проблеме подключился и ОНФ, и Медицинская палата РФ. Но пока ситуация не сдвинулась с места, получаем ответы, что вопрос находится на рассмотрении".

Сырой документ

Андрей Коновал считает: если бы был один документ с четко прописанным механизмом, то ситуация не превратилась бы в такой "бардак". "После того, как начались скандалы из-за высчитывания часов, следом пошли недовольные работники скорых, теперь мы получаем жалобы от сотрудников поликлиник, которые не понимают, почему про них "забыли", - подчеркивает он.

Медики ЦМСЧ № 31 попытались заявить о себе, написав в администрацию президента России, но ответа не получили. Поэтому довольствуются тем, что им положено на бумаге.

В ФМБА поясняют, что сейчас при "ограниченном размере финансирования" начисление денежных средств работникам подведомственных учреждений происходит следующим образом: до 80% для врачей, до 40% - среднему медперсоналу, до 20% - младшему от среднемесячного дохода. В Свердловской области его размер, по данным Федеральной службы госстатистики, составляет 35 843 рубля.

Используемая схема финансовых поощрений не является нарушением трудового законодательства, резюмируют в ФМБА.

Работники ЦМСЧ № 31, как выяснилось, остались недооцененными в части официально положенных стимулирующих выплат (приказ ФМБА № 106). В прокуратуре Новоуральска уже рассмотрели обращение врачей, после чего внесли представление руководителю медучреждения (документ за подписью прокурора имеется в распоряжении "Уралинформбюро").

В ходе проверки надзорного ведомства установлено, что "стимулирующие выплаты, исходя из фактически отработанного ими времени, не производятся, не выплачиваются в полном объеме, что является недопустимым". В отношении ЦМСЧ № 31 в августе было возбуждено административное дело о невыплате премий, предусмотренных законодательством (часть 6 статьи 5.27 КоАП).

"Однако до сих пор никаких перерасчетов не последовало. Более того, нам сказали, что будто нам вообще (!) на какое-то время приостановят стимулирующие выплаты. Говорят, что это решение связано с особенностями финансирования", - рассказывает Елена П.

Ошибка "военного" времени

Эксперты профсоюзных организаций подчеркивают, что во время пандемии недопустимы финансовые задержки. "Проблема обретает достаточно серьезную форму, которую мы попробуем донести до руководства страны с помощью пикетов, назначенных на конец сентября. Мероприятие пройдет и в Новоуральске", - рассказал Коновал.

Между тем Счетная палата РФ объявила о готовящейся масштабной проверке расходования бюджетных средств, выделенных больницам на осуществление стимулирующих выплат.

Вероятно, вслед за новоуральской детской поликлиникой найдутся и другие "обездоленные" учреждения.

По мнению руководителя общественной организации "Здравоохранение" Максима Стародубцева, вопрос выплат врачам приобрел политический оттенок, так как его инициатором является президент. "Игнорирование первого лица чревато как минимум должностным поражением. Невыплата становится политической ошибкой, которая будет караться по законам военного времени", - подчеркивает эксперт.

Если во время первых выступлений президента и премьер-министра звучало про участковую службу, про первичное звено, то что мы видим в итоге? Документ, который распространяется только на "красную зону", - говорит председатель свердловского профсоюза работников здравоохранения РФ Сергей Угринов.

Медики в 2020 году попали не только в зону заражения коронавирусом, они попали и в зону поражения в своих правах. Теперь, кроме того, чтобы бороться за здоровье пациентов, придется повоевать и за себя.

Надежда ГААГ

Еще в сюжете: Пандемия COVID-19

Актуальное