Директор департамента ЖКХ Тюменской области Р.Мукумов: "Проблема привлечения инвестиций в ЖКХ пока остается нерешенной"

Самым нестабильным в России остается финансовое положение предприятий жилищно-коммунального хозяйства. В Тюменской области две трети из них находятся на грани банкротства. О ходе реформирования ЖКХ в Тюменской области в интервью "Уралинформбюро" рассказал директор департамента ЖКХ областной администрации Рэм Мукумов. Уралинформбюро: Что, на Ваш взгляд, требуется для того, чтобы инициатива Тюменской области по проведению на ее территории эксперимента по переходу на денежную компенсацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, финансируемых из областного бюджета, была реализована? Р.Мукумов: Для проведения подобного эксперимента необходим федеральный закон либо указ Президента РФ и гарантия полного финансирования затрат по льготам. В тоже время в сельской местности нашего региона существует практика денежной компенсации льгот, если население само приобретает твёрдое топливо и сжиженный газ. Сумма компенсации утверждается органами местного самоуправления по расчётным ценам и нормативам потребления. - В чём принципиальное отличие в проведении реформ в жилищно-коммунальном хозяйстве на территории Тюменской области в сравнении с другими регионами РФ? Р.Мукумов: - На территории Голышмановского объединенного муниципального образования с начала 2002 года действует порядок денежной компенсации сумм адресных субсидий при оплате жилищно-коммунальных услуг малообеспеченными семьями. При этом население оплачивает жилищно-коммунальные услуги по утвержденным тарифам, а твёрдое топливо и сжиженный газ приобретает по рыночным ценам. Сумма субсидий рассчитывается ежемесячно по платежным документам, за твёрдое топливо и сжиженный газ - по утвержденным муниципалитетами ценам и нормативам потребления, а затем перечисляется на личные счета граждан в Сбербанке или выплачивается в администрациях сельских советов. Данный порядок позволил в 5 раз увеличить охват населения этого района адресными субсидиями. Эту практику администрация Тюменской области планирует в 2003 году распространить в Тобольске, Ишиме и Викуловском объединенном муниципальном образовании. - Каким образом в процессе реформирования ЖКХ изменяется механизм финансирования? Как администрация области рассчитывает привлекать инвестиции в столь проблемную отрасль? Р.Мукумов: - Проблема привлечения инвестиций в ЖКХ пока остается нерешённой. Это происходит из-за того, что утвержденные тарифы не покрывают фактические затраты (в будущем году планируется сохранить оплату населением коммунальных услуг на уровне 90% от затрат). Кроме того, пока никак не ликвидирована существующая практика неплатежей. Основными неплательщиками являются бюджеты и бюджетные организации всех трёх уровней, а также население. Например, задолженность по льготам только на 1 июля текущего года составила 266 миллиона рублей и вопрос о компенсации этих затрат до настоящего времени еще не решен. В России, вообще, отсутствует законодательная база для решения неоплаты жилищно-коммунальных услуг населением. Поэтому основными инвесторами ЖКХ остаются бюджет Тюменской области, а также частично муниципальные и федеральный бюджеты. Привлечение внешних инвестиций, в том числе и ресурсов кредитных учреждений, сейчас рассматривается только по отдельным самоокупаемым проектам (например, строительство объектов переработки отходов в Тюмени, поселках Сорокино, Викулово). - Как в процессе реформирования осуществляется формирование структур управления предприятиями ЖКХ? Возникает ли при этом кадровая проблема? Р.Мукумов: - Формирование структур управления отраслью на муниципальном уровне в процессе реформирования ЖКХ является ключевым звеном. От грамотного формирования структур зависят и правоотношения между субъектами ЖКХ, и финансовые потоки. В полном объёме с требованиями федеральных документов структура управления сформирована пока лишь в Ишиме. Не по полной схеме сформированы структуры управления ЖКХ в Тобольске, Заводоуковске и Тюмени. Проблема кадров остаётся острой. Особенно ощущается отсутствие подготовленных кадров для высшего управленческого звена на уровне города, района, а также подготовленных специалистов для жилищно-эксплуатационных участков, товариществ собственников жилья. Базовым учебным заведением для специалистов ЖКХ является Тюменская инженерно-строительная академия. На ее базе в этом году были организованы курсы повышения квалификации работников отрасли по 72-часовой программе. До конца следующего года планируется обучение 5 групп руководителей товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов, экономистов и бухгалтеров предприятий ЖКХ и муниципальных структур управления отраслью. Также нерешённой в настоящее время остаётся проблема подготовки руководителей ЖКХ среднего звена для сельской местности. - Что предпринимает администрация Тюменской области для создания конкурентной среды в сфере ЖКХ? Р.Мукумов: - Определение подрядчиков и поставщиков ресурсов за счёт средств областного бюджета с 2002 года осуществляется только на конкурсной основе. Создание конкурентной среды в эксплуатационной сфере ЖКХ зависит от органов местного самоуправления и, в первую очередь, от организационной структуры управления отраслью. В Ишиме конкурсы по содержанию части жилищного фонда выиграли пять частных предпринимателей. В Тюмени, наряду с 5 муниципальными управляющими компаниями, образованы 3 частные управляющие компании и 134 товарищества собственников жилья. К сожалению, в Тюмени конкурентная среда по содержанию и ремонту жилья среди муниципальных управляющих компаний не создана. Слабо развиты конкурентные отношения и в других муниципальных образованиях. - Какая часть областного жилищного фонда находится на сегодняшний день в аварийном, ветхом состоянии? Насколько эта цифра может увеличиться в ближайшие годы? Р.Мукумов: - По статистическим данным, жилищный фонд Тюменской области (без учета автономных округов) на 1 июля 2002 года составил 24 миллиона 597,3 тысячи квадратных метров, в том числе ветхий и аварийный - 1 миллион 74,5 тысячи квадратных метров или 16 тысяч 745 зданий. В среднем по области ветхий и аварийный жилищный фонд увеличивается в год на 50 тысяч квадратных метров. Для решения этой проблемы в рамках "Губернаторской программы развития жилищного строительства на 2002-2005 годы" была разработана подпрограмма "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилого фонда". Ее реализация позволит к началу 2006 года сократить площадь ветхого и аварийного жилищного фонда в области на 717,55 тысячи квадратных метров. - Как происходит в рамках реформирования объектов ЖКХ Тюменской области внедрение энергосберегающих технологий, в том числе обеспечение населения современными электросчётчиками, счётчиками горячей и холодной воды? Р.Мукумов: - Начиная с 1999 года, на территории Тюменской области, успешно внедряются технологии антикоррозийной и противонакипной обработки с применением комплексонатов. Применение такой технологии позволяет более эффективно использовать котловое оборудование - срок службы котлов продлевается до 18 лет. Первые положительные результаты уже получили 150 котельных, работающие с применением этих технологий. В рамках реализации общеобластной программы "Энергосбережение Тюменской области на период до 2005 года" по отрасли ЖКХ за счёт областного бюджета на 1 июля 2002 года сдано в эксплуатацию 20 частотно-регулируемых приводов на 20 ЦТП, выполнены работы по установке частотно-регулируемых приводов на 14 водопроводных насосных станциях Тюмени, Тобольска, Заводоуковска, Ялуторовска, установлено 27 противонакипных аппаратов на 5 котельных в Тюменском районе, установлено 44 теплосчетчика и 3 счетчика холодной воды на объектах областной собственности. Завершаются работы по внедрению системы телемеханического управления уличным освещением Тюмени, замене 133 уличных светильников в райцентре Ярково на энергоэкономичные натриевые лампы высокого давления, модернизации системы теплоснабжения поселка Боровский. В соответствии с федеральным законодательством, при окончании строительства жилые дома должны сдаваться в эксплуатацию с уже установленными приборами учёта и регулирования тепла, воды и газа. С начала 2002 года в Тюменской области в 25 жилых домах было установлено 57 приборов учёта горячего водоснабжения, 60 приборов учета холодного водоснабжения, 11 приборов учета тепла и 2 прибора учета газа. Интервью подготовила Юлия СИЛЬЧЕНКО

Актуальное