Р.Мукумов: "Одной из причин финансовых проблем предприятий ЖКХ остается несовершенное тарифное регулирование"

В трех субъектах Уральского федерального округа - Свердловской, Тюменской и Челябинской областях - завершилось исследование проблем ЖКХ, в ходе которого анализировались нормативно-правовая база отрасли, ее финансирование и материально-техническое обеспечение, существующие тарифы, переход на новую систему оплаты жилищно-коммунальных услуг. О том, с какими результатами входит в новый год ЖКХ Тюменской области, корреспонденту "Уралинформбюро" рассказал директор областного Департамента ЖКХ Рэм МУКУМОВ. Уралинформбюро: Рэм Эркинович, каковы итоги деятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области в 2002 году? Р.Мукумов: В 2002 году на всей территории Тюменской области (без автономных округов) была продолжена реализация первого этапа реформирования ЖКХ, основными задачами которого являются осуществление перевода отрасли на рыночные отношения и создание экономических предпосылок для ее нормального функционирования. Наряду с многочисленными проблемами за прошедший год обозначились явные преимущества проводимых преобразований. Положительные результаты достигнуты на территориях тех муниципальных образований, администрации которых целенаправленно проводят государственную политику в жилищной сфере. В минувшем году все муниципалитеты Тюменской области, учитывая свое экономическое развитие, разработали первоочередные мероприятия по оздоровлению жилищно-коммунального хозяйства, которые необходимо реализовать в 2002-2003 годы. Особое внимание уделялось совершенствованию структуры управления ЖКХ на муниципальном уровне, финансовому оздоровлению отрасли, адресной социальной защите населения, повышению устойчивости работы инженерной инфраструктуры. Практически во всех муниципальных образованиях в рамках изменения существующего механизма управления ЖКХ были разделены функции заказчика и подрядчика. Сейчас службы "заказчика" с единым расчетно-кассовым центром работают в Ишиме, Тобольске и Заводоуковске. В Тюмени продолжает сохраняться структура управления, при которой нарушен принцип реформирования отраслью. Проводимые администрацией города преобразования носят в основном административный характер. Совмещение в одном лице функции заказчика и подрядчика усиливает монопольное положение управляющих компаний, что не способствует развитию конкуренции, эффективному тарифному регулированию, сдерживая привлечение инвестиций в жилищный сектор. На данный период, в городе ведется подготовка документов по реформированию отрасли на принципах разделения функций управления и хозяйствования, созданию конкурентной среды, оплаты за оказанные услуги в "одно окно" и приближения уровня принятия решения к дому - потребителю. Из 20 объединенных муниципальных образований в 10 созданы структуры управления с правом юридического лица и с выполнением функций заказчика. В остальных созданы отделы без права юридического лица и без выполнения функций заказчика. Создание организационно-управленческих условий, внедрение рыночных механизмов, переход на договорные отношения, позволило сформировать в жилищной сфере конкурентную среду. Теперь в Тюмени, Ишиме, Заводоуковске в сфере работ и услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту жилищного фонда, обслуживанию лифтового хозяйства и вывозу мусора работают частные компании. В период реформирования особое внимание уделялось созданию эффективного механизма адресной социальной защиты граждан. По поручению губернатора Сергея Собянина департамент ЖКХ совместно с департаментом социальной защиты населения разработали новый порядок возмещения расходов по предоставлению льгот ветеранам и инвалидам - через областной департамент социальной защиты населения. Теперь жилищно-коммунальные предприятия Тюменской области могут рассчитывать на полную компенсацию начисленных льгот по законам "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в РФ". На погашение долгов за оказанные ветеранам и инвалидам льготы по оплате услуг ЖКХ областная администрация в IV квартале 2002 года уже выделила 148 миллионов рублей. Комплекс проблем, связанный с повышением устойчивости работы инженерной инфраструктуры, - один из приоритетных направлений реформирования жилищно-коммунального комплекса, рассматривался на всех уровнях власти. На решение данных проблем направляются, прежде всего, средства федерального бюджета в рамках выполнения федеральной целевой программы "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов РФ на 2002-2010 годы и до 2015 года". Всего на реализацию данной программы в регион должно поступить 42,1 миллиона рублей. Часть средств, полученных в прошедшем году, были направлены на строящиеся и реконструируемые коммунальные объекты области: строительство и реконструкцию канализационных сооружений в Тюмени, Ишиме и Тобольске. Первые результаты этой работы можно будет уже проследить на показателях работы ЖКХ в осенне-зимний период 2002-2003 года. Для подготовки ЖКХ к работе в этот осенне-зимний период из областного бюджета было выделено 372,2 миллиона рублей. Несмотря на трудности, возникшие в ряде территорий в связи с поздней передачей в муниципальную собственность ведомственных котельных, а также по причине перевода их на газ, 18 октября 2002 года все 1049 муниципальных котельных были запущены в работу. С начала отопительного сезона на сетях теплоснабжения произошло 484 отказа, электроснабжения - 261, водоснабжения - 566, что на 17% ниже по сравнению с аналогичным периодом 2001 года. Для оперативного устранения аварий и неисправностей на объектах ЖКХ создан аварийно-технический резерв в размере 19 миллионов рублей. К началу отопительного сезона был обеспечен запас угля на 177 дней, что больше установленного норматива, и создан 56 суточный запас жидкого топлива. Уралинформбюро: - Каков результат мероприятий по финансово-экономическому оздоровлению ЖКХ области? Р.Мукумов: Пока что их реализация, к сожалению, ощутимых результатов не дала. Финансовое состояние большей части предприятий ЖКХ характеризуется как неудовлетворительное, граничащее с банкротством. Одной из самых острых проблем, тормозящих переход к новой экономической модели реформирования в настоящее время, является значительная величина кредиторской и дебиторской задолженности предприятий отрасли. При этом, кредиторская задолженность превышает дебиторскую в 1,2 раза. На 1 октября 2002 года размер дебиторской задолженности составил 1 миллиард 126,5 миллиона рублей, кредиторской - 1 миллиард 371,7 миллиона рублей. Остается высокой задолженность потребителей за энергоресурсы. По состоянию на указанную дату она составила 365,6 миллиона рублей. За октябрь-декабрь 2002 года долги за потребленные энергоресурсы всех уровней собственности только продолжили расти. Для оздоровления финансовой ситуации в отрасли муниципалитеты продолжили работу по реструктуризации задолженности предприятий и доведения уровня платежей граждан до федерального стандарта. На 1 ноября 2002 года уровень платежей граждан в среднем по Тюменской области достиг 86,9%. Максимально-допустимая доля расходов населения на оплату ЖКУ от совокупного дохода семьи составляет 18,5%. В реструктуризации задействовано 22 предприятия ЖКХ, реструктурируемая сумма составила 128 миллионов рублей. Одной из основных причин, вызвавших сложное финансовое положение предприятий, остается несовершенное тарифное регулирование. Для проведения единой тарифной политики в ЖКХ Тюменской области и обеспечения прозрачности системы ценообразования на жилищно-коммунальные услуги, а также для осуществления государственного контроля за формированием тарифов была создана областная межведомственной комиссии по тарифной политике в жилищно-коммунальном комплексе. За прошедший год комиссия рассмотрела и согласовала тарифы и нормативы потребления на жилищно-коммунальные услуги в 48 муниципальных образованиях. В ходе проведенной работы было выявлено, что не во всех городах и районах области нормативы потребления и объемы реализации услуг рассчитывались в соответствии с установленной методикой, в частности, во многих из них не производился расчет тарифа по содержанию и ремонту жилья. Кроме этого, не все муниципалитеты рассчитывали средний норматив на ту или иную коммунальную услугу. Параллельно с проверкой расчетных материалов по нормативам потребления и объемам реализации услуг оказывалась организационно - методическая помощь в работе муниципальных образований по установлению обоснованных нормативов потребления и расчету объемов реализации жилищно-коммунальных услуг. В результате, произведен пересмотр и снижение тарифов в Тюмени и Упоровском объединенном муниципальном образовании, в МО Тюменского района: Мальковское, Новотарманское, Московское, Созоновское, Онохинское, Ембаевское. Средняя стоимость жилищно-коммунальных услуг в регионе составила 27,71 рублей на 1 квадратный метр общей площади жилья, что ниже установленного федерального стандарта на 1,79 рубля. Уралинформбюро: Восемь лет назад в Тюменской области были зарегистрированы первые товарищества собственников жилья (ТСЖ). Чему они научили местных коммунальщиков? Р.Мукумов: На 1 ноября 2002 года в области было зарегистрировано 179 ТСЖ, в том числе: в Тюмени -137, Тобольске - 8, Ишиме -13, Ялуторовске - 18. За 10 месяцев 2002 года жилищный фонд области, находящийся в их управлении, увеличился в 4 раза. Их создание позволило значительно снизить затраты на содержание жилья. Сейчас тариф на содержание одного квадратного метра жилья в тюменских товариществах составляет 3 рубля 60 копеек, а тарифы в муниципальном и государственном жилфонде при менее качественном обслуживании - 5 рублей 47 копеек. Уралинформбюро: Вы уже упомянули о социальном аспекте реформирования. Можно ли более подробно остановиться на создании системы социальной поддержки малоимущих слоев? Р.Мукумов: Обязательным условием реформирования жилищно-коммунального хозяйства является социальная защита малообеспеченных семей, которая заключается в предоставлении им субсидий и льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг. В настоящее время практически во всех районах и городах региона завершено формирование служб субсидий, созданы комиссии по разрешению спорных ситуаций по назначению субсидий. Подпрограммой реформирования и модернизации ЖКХ РФ было предусмотрено внедрение новой системы адресной социальной защиты граждан при оплате жилищно-коммунальных услуг - путем открытия специально для этих целей персонифицированных социальных счетов граждан. В 2002 году Ишиме, Тобольске, Голышмановском и Викуловском районах был организован эксперимент по отработке механизма предоставления субсидий. В наибольшей степени была отлажена система предоставления субсидий в Тобольске. В Ишиме были созданы единый расчетно-кассовый центр и служба субсидий, располагающие базой данных о социально незащищенных слоях населения и правообладателях льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг. Прием платежей по принципу "одного окна", наличие единой квитанции на оплату ЖКУ позволяют оперативно принимать решение о предоставлении субсидии. На территории Голышмановского муниципального образования граждане оплачивают жилищно-коммунальные услуги по установленным тарифам, а затем ежеквартально представляют квитанции об оплате в муниципалитет для расчета субсидии и последующего ее перечисления на личный счет в Сбербанке. Максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг в "экспериментальных" муниципальных образованиях колеблется от 15 до 22% и в среднем составляет 18,5%. Общими проблемами для муниципалитетов при внедрении новой системы предоставления субсидий являются отсутствие гарантии бюджетной обеспеченности, четкой регламентации вопроса о размере средств на содержание служб субсидий, обеспечение их вычислительной и оргтехникой, помещениями и оборудованием. Над решением этих вопросов администрация области будет работать в 2003 году. Кроме этого, также ставится задача усилить информационно-разъяснительную работу по этому направлению и распространить новый порядок предоставления субсидий в других муниципалитетах области, а также начать постепенно переводить в денежную форму и льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг. Для реализации намеченных мероприятий, на наш взгляд, необходимо принять соотвествующие изменения в федеральный закон "Об основах федеральной жилищной политики". Уралинформбюро: Рэм Эркинович, одна из серьезных проблем Тюменской области - обеспечение населения питьевой водой. Что удалось сделать в этом направлении? Р.Мукумов: На 1 декабря 2002 года финансирование соответствующих мероприятий составило 245,4 миллиона рублей. Выделенные средства позволили развернуть строительство водопроводных и канализационных сооружений в ряде населенных пунктов области и завершить намеченные работы по первому этапу. Подземные воды, как наиболее защищенные в плане бактериологического загрязнения, поданы в Аромашево, Армизон, Вагай, Сорокино, Заводоуковск, Упорово. Ведется строительство комплекса водозаборных сооружений для райцентра Казанское, введена в эксплуатацию станция водоподготовки в селе Викулово. Строится вторая нитка водовода от Сингульского водозабора до городских сетей Ялуторовска. Продолжается работа по реконструкции и строительству водопроводов в малых населенных пунктах. В общей сложности проблема водоснабжения решена для 281 населенного пункта. Для этого пришлось построить 9 километров водопроводных сетей, 8 шахтных колодцев, 5 водонапорных башен. Проведены работы по восстановлению дебита 27 водозаборных скважин в 9 районах области. Проведенные работы, оцениваемые в 231,8 миллиона рублей, позволили стабилизировать подачу воды населению, на объекты социального назначения и котельные. Проведен конкурс по выбору подрядчиков на выполнение работ по оснащению локальными установками подготовки воды объектов социальной сферы. Кроме этого, большой объем работ выполнен на строительстве канализационных очистных сооружениях Тюмени, где было освоено 72,9 миллиона рублей. В частности, введен в эксплуатацию цех по обезвоживанию осадка, построена воздуходувная насосная станция, построена линия электропередач от подстанции "Монтажник" до КОС, завершается строительство аварийно-обводного коллектора и четырех вторичных отстойников. Строительство данных объектов велось с применением новых материалов и технологий. Также заканчиваются работы по реконструкции канализационных очистных сооружений в Ишиме, где будет использоваться современное оборудование - флотационная установка швейцарской фирмы "Крофта" и установка обезвоживания осадков сточных вод немецкой фирмы "Хиллер Гмбх". Ввод в действие этих установок позволит сократить сброс неочищенных сточных вод в реку Ишим, улучшить экологическую ситуацию в городе и прилегающих районах. Минувший год показал, что коммунальные проблемы можно решать - для этого нужно четко определять цели, концентрировать средства на важных участках, ну, и, конечно, для успешной коммунальной реформы нужна соответствующая законодательная база. Интервью подготовила Юлия СИЛЬЧЕНКО