Где зарыта УГМК?

На стройплощадке Opera Tower.

Любой хозяйственный спор получает статус "Гранд", когда в нем появляются топовые бизнес-структуры. Так случилось и с проектом строительства небоскреба Opera Tower в центре Екатеринбурга.

Замороженная стройка 42-этажного здания два с лишним года не привлекала внимания общественности и журналистов. Ну, стоят "мертвые" краны за забором по соседству с небоскребом "Высоцкий" и что? Вот полицейская охота за владельцем "Высоцкого" Андреем Гавриловским, развернутая в свое время подрядчиками строительства небоскреба – это вестерн! Это вкусненько для прессы! Теперь, правда, тема уже отыграна. Девелопер примирился с теми, кто требовал от него выплаты более 100 миллионов рублей, и вернулся из дубайской эмиграции в Екатеринбург.

Словно какой-то заколдованный этот участок на улице Малышева. Вслед за "Высоцким" в чем-то похожий конфликт раскручивается на площадке Opera Tower. Снова в прессе звучат заявления о долгах в сотни миллионов, вновь под удар попадает известный девелопер, как и ранее, загадочно ведут себя силовики.

И – главное! – на сцене появился УГМК-Холдинг. Козицын звучит не только медно, но и скандально! "Уралинформбюро" любит разбираться в скандалах (в основном, экологических) с участием "медного короля" и его приближенных. Поэтому мы не могли пройти мимо конфликта, который журналисты окрестили "УГМК против Атомстройкомплекса".

Как известно, пустырь на Малышева обрел красивую перспективу в 2012 году, когда "Атомстройкомплекс" заявил о планах возвести там 155-метровую Opera с апартаментами и офисами. Партнером выступил финский концерн SRV, вложивший в проект около 4 миллионов евро. В силу каких-то причин европейцы передумали заниматься стройкой, и АСК пришлось искать им замену на родине.

Вскоре инвестор обозначился в лице Алексея Чудакова. Как говорят в Екатеринбурге, "это известный человек в узких кругах". Как пишут СМИ, Чудаков со товарищи зарабатывают на операциях с недвижимостью. А, как утверждают в девелоперских кругах, заработать на этом рынке могут лишь люди с особой ментальностью – совокупностью дельца и жулика. У кого-то в большей степени деловая хватка и пиетет к Уголовному кодексу, а кто-то подзабыл классическое изречение "тебя посодют, а ты не воруй".

"Уралинформбюро" не составило большого труда, чтобы выяснить, что подконтрольный Алексею Чудакову бизнес уклоняется от уплаты налогов. А есть ли в действиях его команды иные противоправные действия?

Как говорится, сильны мы все задним умом. Когда Чудакова приглашали в проект Opera Tower, в "Атоме", скорее всего, рассуждали элементарно. Берут 4 миллиона евро в кредит и через полтора года отдают с плюсом 12% годовых. Дорогущий заём, но что поделать.

Но это ведь не вся lovestory Чудакова с Opera. Ему к тому же было сделано предложение, от которого трудно отказаться. Инвестировать в строительство бизнес-блока небоскреба с ценой 90 тысяч за квадратный метр. "На выходе" эти помещения можно было бы продать вдвое дороже.

Так и возникло ООО "ГудРент", де-юре наполовину принадлежащее Чудакову, а де-факто контролируемое им, поскольку директором компании стал юрист Михаил Кутепов, без которого Чудаков даже от налогов уйти не может.

Два участника "ГудРента" (второй – С.Кравчук) в 2012 году договорились инвестировать в строительство по 270 миллионов рублей. Представляющий "Атом" Сергей Кравчук в качестве займа перечислил 116 миллионов, а Чудаков – 86 миллионов рублей. Эти средства "ГудРент" в свою очередь отправил застройщику ЗАО "АСК Отель".

Деньги были потрачены на строительство подземных этажей небоскреба. Ими, естественно, инвестиции не ограничились. Еще около 600 миллионов рублей были привлечены "Атомстройкомплексом" у других инвесторов для возведения основной части здания.

А в 2014 году запахло кризисом и санкциями, на которые девелоперские проекты отреагировали первыми. Испанский хамон еще лежал на российских прилавках, а вот деньги начало сдувать со стройплощадок. И Opera Tower не стала исключением в "зоне финансовой турбулентности".

В начале 2015 года Алексей Чудаков заявил о своем желании выйти из проекта (к тому времени кредит в 4 миллиона евро с процентами ему был возвращен). Но с условием, что ему выплатят не 86 миллионов рублей, а 300 миллионов. Этакий "выход с цыганочкой".

Попытки АСК урегулировать спорные отношения наткнулись на глухую стену. А затем и на действия, которые в кругу бизнесменов принято называть рейдерскими. Внешне они замаскированы под судебные процессы, "игру мускулами" силовых структур. А суть проста – вы нам должны толстую пачку денег.

И возникает вопрос – в чем кроется столь высокая оценка притязаний Алексея Чудакова? Почему его инвестиции трижды выросли в цене? Ответ в том, что рядовой спор хозяйствующих субъектов (таких в арбитраже череда) получил статус "Гранд". Благодаря появлению УГМК, о котором сообщила пресс-служба Козицына.

Отыскать достоверные следы "медной империи" на стройплощадке Opera Tower достаточно сложно. Месседж представителей УГМК о том, что они присутствуют там через подконтрольную фирму, практически ничем не подтвержден. Пока что лишь можно догадываться о том, что некие персоны, так или иначе связанные с империей Махмудова-Козицына, имеют денежные планы на улице Малышева.

Официально упоминание УГМК отражается в судебном споре между ООО "Строительная компания "Иртыш" и ООО "ГудРент", контролируемым Чудаковым. Якобы в январе 2015 года (тогда Чудаков решил покинуть Opera) "ГудРент" получил заём у "Иртыша" на 52 миллиона рублей под сумасшедшие 35% годовых и не вернул. А затем в Третейском суде УГМК (!) заимодавцем было получено решение о взыскании 65 миллионов рублей. Куда Чудаков со товарищи потратил десятки миллионов рублей и был ли это заём в природе, вопрос для правоохранительных органов.

И это ведь не один элемент создания существенной кредиторской задолженности ООО "ГудРент". Еще есть некие сделки на общую сумму 186 миллионов рублей. Для тех, кто запутался в цифрах, поясним. Если завтра чудаковское "ГудРент" согласится получить от "АСК Отель" инвестированные 202 миллиона рублей, то они отойдут таинственным кредиторам. "Атом" точно останется "на бобах".

Источники "Уралинформбюро" не исключают, что "корни УГМК" возможно спрятаны в ООО "ГудЛэнд", которое также имеет отношение к строительству Opera Tower. Эта компания хотя и контролируется Алексеем Чудаковым, но важным действующим лицом в ней является некий Степан Лобанов. Одно из интернет-изданий охарактеризовало его "Степан стальные яйца", хотя некоторым кажется более справедливым "медные яйца".

"Уралинформбюро" с целью разобраться в обоснованности претензий УГМК-Холдинга направляет официальный запрос в его пресс-службу. Ответы на поставленные вопросы мы сообщим в следующей статье-расследовании.

Вадим ДЫНИН

Еще в сюжете: Трехгрошовая Opera УГМК