Социальная нагрузка – кость в горле бизнеса?

Выход искали на ИННОПРОМе.

Строительство социальных объектов — головная боль для муниципальных и региональных властей. В советское время за эту сферу отвечало государство. Парадоксально, но сегодня многие регионы сталкиваются с дефицитом бюджетных средств для обустройства жизненно важных объектов. Подпиткой из госказны эту "дыру" можно закрыть лишь отчасти, причем любой губернатор знает, каких трудов стоит выпросить у Москвы деньги на новую школу, детский сад, больницу.

Альтернативный вариант решения проблемы — модель государственно-частного партнерства (ГЧП). Во многих сферах (например, в ЖКХ) она давно и успешно внедряется. Но возможно ли использовать ее там, где инвестору не светит прямая выгода от вложений? Ответ на этот вопрос попытались найти участники круглого стола "Государственно-частное партнерство: новые горизонты для бизнеса и общества", состоявшегося 8 июля на одной из площадок международной выставки ИННОПРОМ.

На первый взгляд, ситуация не выглядит так уж плачевно.

По словам министра инвестиций и развития Свердловской области Виктории Казаковой, на Среднем Урале реализуется 54 проекта по модели государственно-частного партнерства в самых разных отраслях (ЖКХ, социальная сфера, транспорт, благоустройство) на общую сумму 23 миллиарда рублей.

Свежий пример - соглашение между правительством Свердловской области и публичным акционерным обществом "Корпорация ВСМПО-Ависма" по строительству общежития для Верхнесалдинского авиаметаллургического техникума, подписанное 8 июля на полях ИННОПРОМа. Затраты на реализацию этого проекта составят порядка 200 миллионов рублей. Предполагается, что здание будет возведено под ключ исключительно на средства корпорации.


Губернатор Евгений Куйвашев и гендиректор "ВСМПО-Ависма" Михаил Воеводин

"Мы готовы рассматривать любые формы ГЧП во всех сферах, если будет достигнут положительный социально-экономический эффект", - заявила министр, открывая круглый стол. При этом были озвучены и конкретные точки приложения, перспективные с точки зрения частных инвестиций – здравоохранение, образование, культура.

В сфере здравоохранения, кстати, также есть удачные примеры использования модели сотрудничества бизнеса и государства. Достаточно вспомнить концессионное соглашение по Екатеринбургскому центру "Микрохирургия глаза" - первое подобного рода в России. Оно подразумевает, что медучреждение на собственные средства проведет реконструкцию здания и закупит новое оборудование, при этом будет продолжать работу по программе государственных гарантий и расширит объем услуг по полисам ОМС.

Кроме того, на прошлом ИННОПРОМе было заключено четырехстороннее соглашение о создании в Екатеринбурге центра ядерной медицины полного цикла, специализацией которого станет ранняя и максимально точная диагностика онкозаболеваний. Проект заработает на базе действующего центра онкодиагностики "ПЭТ-Технолоджи". К проекту планировалось привлечь порядка 3 миллиардов рублей от частных инвесторов.

Часть оборудования для центра, кстати, уже закуплена - в частности, два уникальных ПЭТ/КТ-сканера, один из которых был презентован губернатору Свердловской области Евгению Куйвашеву в мае.

Чтобы подобных примеров стало больше, необходимо прописать на законодательном уровне льготы для инвестора, считает министр здравоохранения свердловской области Андрей Цветков.


Уникальный ПЭТ/КТ-сканер приобретен за счет частных инвестиций

Впрочем, вопрос льгот — не единственный камень преткновения, мешающий развивать модель ГЧП. По мнению вице-президента Центра стратегических разработок Натальи Труновой, множество препон таится на уровне законов, на первый взгляд, к ГЧП отношения не имеющих: например, в законодательстве об обязательном медстраховании, транспорте, объектах культурного наследия.

Внезапную "подножку" инвесторам могут поставить даже правила землепользования и застройки - точнее, прописанное там зонирование городских территорий. "Был у нас опыт, когда нужно было решать вопрос о создании пристроя к школе, но из-за невозможности раздела участка пришлось в этом проекте от ГЧП отказаться", - посетовала министр Виктория Казакова.


Реализации ГЧП может помещать множество факторов - например, несовершенство законодательной базы.

Казалось бы, идеальный вариант решения проблемы — подключить возможности застройщиков, возводящих жилье на новых территориях. Таким образом можно убить двух зайцев сразу: сэкономить бюджетные деньги и преодолеть дефицит школьных и детсадовских мест в районах новостроек.

Но дьявол, как водится, кроется в деталях. Например, в Екатеринбурге многие застройщики убеждены, что такое софинансирование с учетом ограничений, заложенных в 214 ФЗ о долевом строительстве, невозможно априори.

"Застройщик обязан тратить все приходящие средства только на строительство жилья. Нельзя набрать деньги с дольщиков и построить лучшую в мире школу – а с жильем чтобы остались те же самые проблемы. За этим строго будут следить надзорные органы и банки", - заявил в беседе с корреспондентом агентства представитель одной из екатеринбургских строительных компаний.

А вот в компании "Атомстройкомплекс", наоборот, считают вариант государственно-частного партнерства в строительстве школ и детских садов выгодным… самим застройщикам. Это при условии, что проект освоения территории изначально должен быть комплексным, считает участник круглого стола, заместитель директора компании Александр Копылов.


Застройка жилого комплекса Nova Park предусматривает возведение социальных объектов в рамках модели ГЧП. Рендер: "Атомстройкомплекс"

"Основная трудность для ГЧП – вовремя сделать объекты социальной и транспортной инфраструктуры при застройке территории. Если мы жилой комплекс заканчиваем, то к нему уже должна быть дорога. Если предусмотрены проектом планировки садик и школа для жителей этого микрорайона – они тоже должны появляться не через 5-10 лет после сдачи дома, а к тому моменту, когда жители туда поедут. Мы видим проблему не в администрации города — она как раз всячески нам помогает — а в законодательстве о госзаказе. Оно, к сожалению, не подразумевает быстрое решение вопроса. Нужно сделать проектную документацию, пройти экспертизу, подать заявку на участие в программе. Это очень длинный путь, и он поэтапный. А вот через механизм ГЧП и концессии эти сроки можно сократить в два раза", – пояснил мысль Александр Копылов в беседе с "Уралинформбюро".

В данный момент "Атомстройкомплекс" планирует применить инструменты государственно-частного партнерства при реализации сразу двух проектов в Екатеринбурге: на улице Суходольской (ЖК "Nova Park") и на улице Дорожной (жилой комплекс "Весна"). В обоих случаях предполагается участие компании в возведении детских садов и школ, при этом в ЖК "Весна" АСК построит еще и автопроезд между улицами Вонсовского и Дорожной, который свяжет район Академический со Вторчерметом.

Евгений СУСОРОВ

Еще в сюжете: ИННОПРОМ-2023