М-5 уходит за 130

Дорожная новелла.

Лето – сезон дорожных ремонтов. В Екатеринбурге рядом с офисом ФКУ "Уралуправтодор" меняют тротуары. Каток, не торопясь укатывает щебень.

Руководители Управления смотрят на работу с ироничной улыбкой: "Вон поребрик уже криво стоит. Поедем лучше смотреть, как надо качественные дороги делать". И вместе с журналистами садятся в автобус с курсом на Челябинск.

С 2017 года есть в "Уралуправтодоре" традиция – два раза в год вывозить прессу на федеральные трассы, закрепленные за ФКУ, чтобы наглядно отчитаться о своей работе. Эта новелла пришла вместе с новым начальником Управления Алексеем Борисовым. Он уверен, что без публичности порядок на дорогах не навести. Поэтому в каждом пресс-туре вместе со своими заместителями по несколько часов терпеливо рассказывает журналистам о тонкостях дорожного строительства. Завсегдатаи таких мастер-классов даже гадают – какую новую новеллу приготовит для них Борисов.

На трассе М-5 "Уралуправтодор" отвечает за 63 километра – от Екатеринбурга до границы Свердловской и Челябинской областей. Именно с них началась работа команды Борисова после прихода в Управление. А первой новеллой стало изменение перекрестка на основном въезде на трассу из Екатеринбурга.

Два года назад это было дивное столкновение позиций руководства "Уралуправтодора" и свердловского ГИБДД. Главный гаишник уже успел уйти в отставку, а водители без него позабыли о многокилометровых очередях – новая безопасная схема организации движения, исключившая светофор, резко прибавила скорость и комфорт автомобилистам.

Челябинский тракт, как екатеринбуржцы привычно называют М-5, одна из популярных магистралей – поток транспорта между Екатеринбургом и Челябинском с каждым годом лишь увеличивается. Кроме того – это путь на "уральскую Рублевку". И владельцы дорогой загородной недвижимости получают неповторимые ощущения скачек по стыкам старой "бетонки" на своих люксовых авто.

Дорогу должны были ремонтировать еще лет десять назад. Почему-то руки не доходили. А теперь за три дорожных сезона "Уралуправтодор" преобразит ее до неузнаваемости. Точнее до нормативного состояния, когда можно будет сказать – у нас лучше, чем в Европе.

Почувствовать разницу можно уже с 2017 года, когда были модернизированы первые из шестидесяти километров. Сегодня по тем участкам, куда Борисов возил журналистов ранее, транспорт не едет – летит, увы, нарушая скоростной режим.

"Первая новелла, которую мы применили в этом дорожном сезоне – по согласованию с ГИБДД установили камеры фотовидеофиксакции нарушений на ремонтируемых участках. Водители предупреждены соответствующими дорожными знаками, так что теперь им придется пенять только на себя. За май-июнь на М-5 нами было зафиксировано 100 тысяч нарушений скоростного режима!" – рассказывает Борисов.

Если перевести эту цифру в 60 дней, то ежедневно только на ремонтируемых участках водители совершают свыше 1 500 нарушений. Ставя в первую очередь под угрозу жизнь дорожных рабочих.

Кстати, "Уралуправтодор" убедил ГИБДД в том, что так называемый Кашинский пост ДПС надо убрать. Во-первых, он не предусмотрен нормативной документацией – этакий "самострой" бывшего главного гаишника области. Во-вторых, сотрудники должны заниматься патрулированием дорог, а не просиживанием штанов на посту.

Патрулирование трасс дорожными мастерами, для сравнения, дает положительные результаты. Размер ущерба от вандалов и расхитителей дорожной инфраструктуры снизился с 30 до 15 миллионов рублей в год. Идет планомерная борьба с незаконной придорожной торговлей, создающей проблемы движению.

Вот, кстати, на своем традиционном месте – своротке на Кашино - расположились торговцы грибами и ягодами. Под знаком "стоянка запрещена" припарковано семь автомобилей. Неподалеку от них лениво прогуливается сотрудник ГИБДД.

Дорожные мастера в отличие от человека в погонах "идут на принцип". Ежедневно на видеорегистраторы фиксируют номера автомобилей торговцев и передают правоохранителям. Те вынуждены принимать меры – придорожных лукошек становится все меньше.

Участок перед свороткой сейчас, как напоминание о худших временах. Его начали обновлять этим летом, вместе со сложной эстакадой-развязкой. Ее завершат в 2020 году, также как и модернизацию путепровода на поселок Октябрьский. А остальные дорожные работы будут закончены нынешней осенью – с полугодовым опережением сроков. Как отмечает главный инженер ФКУ Александр Бедусенко, к середине июля завершено 80% от запланированного.

Скорость и качество работы подрядчика – ДСУ-1 впечатляет журналистов, тем более тех, кто не первый раз в пресс-туре. Изначально были ехидные шутки – что свердловчане сами не могут отремонтировать свои дороги, если конкурс дорожники из Иваново выигрывают? Время доказало: не надо смотреть в "прописку" - надо оценивать итоги. Технологический уровень ивановцев и строгий контроль "Уралуправтодора" позволяют Борисову сказать "нам теперь не стыдно показать въезд в Свердловскую область".

Национальный проект "Безопасные и качественные дороги" должен преобразить ментальность россиян. Сейчас те же екатеринбуржцы задумываются – ехать ли на озера в Челябинскую область по разбитой дороге? К 2022 году, когда свой фронт работ завершат челябинцы, трасса от Екатеринбурга до Челябинска должна стать четырехполосной с разделением встречных потоков. И будет поднят вопрос о разрешенной скорости движения на ней в 130 километров в час (это, пожалуй, главная новелла пресс-тура)! Тогда поток между двумя городами-миллионниками рванет вверх.

Мы идем с Алексеем Борисовым по идеальному дорожному полотну и у меня закономерный вопрос: а как с другими дорогами из Екатеринбурга – на Тюмень и Пермь? Начальник ФКУ полагает, что через несколько лет на обновленной трассе в Тюмень средняя скорость возрастет до 100 километров в час. Затем придет очередь и до ускорения пермской магистрали. Лично у меня нет повода ему не доверять.

Вадим ДЫНИН