Жилье для бедных: о чем говорил президент?

Опрос "Уралинформбюро".

19 июля президент России Владимир Путин дал правительству поручение разработать дополнительные механизмы обеспечения малоимущих россиян "жильем социального использования", которое при этом должно остаться в "публичной собственности". Иными словами, его нельзя будет приватизировать.

При этом на целый ряд вопросов в президентском поручении ответы отсутствовали. Например, какие категории населения подразумеваются под малоимущими, о каком виде социального жилья идет речь, готова ли строительная отрасль к выполнению столь серьезного госзаказа и кто из участников процесса выступит в роли главного интересанта?

Первые попытки анализа инициативы в информационном поле уже появились. Например, ТАСС приводит мнение руководителя комитета по строительству общероссийской общественной организации "Опора России" Дмитрия Котровского. Он уверен, что речь идет о попытке "реанимации" модели найма жилья гражданами у государства. В то же время председатель комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Сергей Пахомов допускает, что президент подразумевает внедрение государственно-частного партнерства при строительстве арендных домов в небольших городах с преимущественно бедным населением.

"Уралинформбюро" решило провести собственный "срез мнений" по этому вопросу.

Строитель Юрий Десятков: "Дайте нам госзаказ – мы в ладоши захлопаем!"


Генеральный директор Союза строительных компаний Урала и Сибири Юрий Десятков. Фото: Business FM Челябинск

- Лично я бы к категории малоимущих отнес все население, не имеющее личных квартир. Строить, скорее всего, будут что-то вроде общежитий. Мы в свое время от этого типа помещений отказались, потом большая часть их была приватизирована, а теперь опять к ним возвращаемся.

Сегодня строить и содержать такое жилье застройщикам невыгодно. А чтобы стало выгодно, государству придется либо помогать им, либо взять дело в свои руки – что, на мой взгляд, Путин сейчас и делает. И именно Путин, а не Минстрой, должен решить и понять, чего он в итоге хочет добиться.

А Минстрой - лишь исполнитель. Ему скажут, где построить и обяжут сделать это жилье доступным для малоимущих, и он с удовольствием это сделает. Особенно на нынешнем этапе, когда государство дало установку построить 120 миллионов "квадратов" жилья, а оно уже сегодня плохо покупается, потому что население обнищало.

Строители построят ровно столько, сколько им закажут. Если будет госзаказ, мы только в ладоши захлопаем. Скорее всего, госзаказ и станет главным инструментом. Но возможен и выкуп квартир у коммерческих застройщиков, это уже технические детали. Выкупать будут, я думаю, региональные бюджеты, а федеральный поможет субсидиями. Денег у федералов накопилось много, настала пора каким-то образом возвращать их населению.

Депутат Андрей Альшевских: "Подушка безопасности" для чрезвычайных ситуаций"


Депутат Госдумы РФ Андрей Альшевских

- Я думаю, что речь в поручении президента идет прежде всего о так называемом маневренном жилом фонде на случай крупных чрезвычайных ситуаций, наподобие той, которая недавно случилась в Иркутской области. Он необходим, чтобы государство могло предоставить потерпевшим жилые помещения по договорам соцнайма, доступные в том числе в плане коммунальных услуг.

Нередки ведь случаи, когда у граждан единственное жилье сгорело или как-то иначе пострадало, им некуда идти, они обращаются в администрацию за помощью, а у местных властей нет в распоряжении маневренного фонда!

Также не исключаю вероятность, что это - в том числе и попытка помочь реализовать уже построенное жилье, поддержать стройиндустрию. Не вижу ничего плохого в том, что государство в рамках реализации поручения президента будет направлять бюджетные деньги на приобретение и выкуп жилых помещений либо отыгрывать конкурсы и тендеры по строительству социального жилья.

Аналитик Михаил Хорьков: "Застройщик выиграет, а девелопмент может "просесть"


Аналитик Уральской палаты недвижимости Михаил Хорьков. Фото: Facebook

- Мы в последнее время много говорили о повышении доступности жилья, но в итоге все разговоры сводились к доступности ипотеки. А ипотека – довольно серьезное бремя для бюджета семьи. Поэтому предоставление такого вот "социального" жилья, допустим, каким-то категориям работников бюджетной сферы – это, на мой взгляд, наиболее вероятное направление реализации данной инициативы. Тем более, что финансироваться эта затея, я так понял, будет из госбюджета.

У нас блок рынка недвижимости, связанный с социальным жильем, долгое время отсутствовал. И то, что государство рано или поздно должно было прийти в это сектор, – это было давно понятно.

Вопрос в том, какие параметры будут у этого закона, какие будут объемы финансирования и строительства. Захочет ли государство стимулировать привлечение определенных категорий специалистов на какую-то территорию, будет ли им давать жилье на время работы.

Стройиндустрия от этого точно выиграет с точки зрения объемных показателей, поэтому не исключаю, что одной из целей поручения может быть увеличение объемов жилищного строительства. А вот девелопмент может где-то и пострадать, потому что жилой фонд так или иначе будет расти, насыщаться новыми "бесплатными" метрами, а рыночный спрос от этого будет сокращаться. Впрочем, малоимущие слои и так не формируют рыночного спроса, не ходят в банки за ипотекой – так что влияние на рынок девелопмента если и будет отрицательным, то в небольшой степени, а то и вовсе окажется нейтральным.

Но тут встает вопрос: вот мы поставили эту цель 120 миллионов "квадратов" к 2024 году (одно из поручений майского указа президента Владимира Путина - прим. ред.), цифра эта откуда-то взялась и теперь она начинает управлять огромным рынком и строительной индустрией. А ведь для каждого региона и города цифры (по объемам строительства – прим. ред.) будут свои! И если мы будем бездумно осваивать бюджеты в погоне за этой цифрой, мы можем построить "социальное" жилье там, откуда люди уезжают, а дефицит на других территориях останется.

Беседовал Евгений СУСОРОВ