Перспектива–2030: новая жизнь "мертвых" промзон

Заводы за город, центру – новостройки.

Екатеринбург в ближайшие годы ждет масштабная реновация существующих промплощадок. Она коснется примерно одной седьмой части всех существующих в городе производственных территорий. Согласно планам мэрии, из 7,8 тысячи гектаров городской земли, на которых сегодня расположены промышленные предприятия, 1 тысяча гектаров будет отдана в распоряжение девелоперов. Подробную карту городских промзон представил на "Иннопроме-2022" начальник Департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений (Главархитектура) администрации Екатеринбурга Руслан Габдрахманов.

Судя по всему, промплощадки на Уралмаше и Эльмаше, в микрорайонах ЖБИ, Визовский (рядом с торговым комплексом МЕГА) и Втузгородок требуют кардинальной реконструкции – если не полного перепрофилирования. По словам Габдрахманова, обилие промзон в столице Урала (многие из которых технологически устарели и используются неэффективно) приводит к росту "отчужденных" территорий внутри города. Их необходимо "вовлечь в городскую ткань".

Но каждая конкретная площадка требует особого подхода: какие-то достаточно модернизировать и приспособить под современное высокотехнологичное производство, а какие-то проще снести и построить на их месте жилье, социальные объекты и новые дороги. "Потенциальный жилой фонд, который мы можем разместить (на территории промзоны, определенной под реновацию. – Прим. ред.) и создать там новую комфортную городскую среду, составляет около 6 миллионов квадратных метров жилья, - сообщил руководитель Главархитектуры. - Также мы планируем там строительство 13 тысяч мест в детских садах и 22 тысяч мест в школах".


Участники круглого стола слева направо: Дмитрий Стенин, Владимир Климанов, Руслан Габдрахманов

У промтерриторий есть неоспоримое преимущество перед "площадками в поле" - наличие готовой инженерной и транспортной инфраструктуры, которую нужно всего лишь модернизировать под современные требования. Но нужны крупные девелоперы.

А готовы ли они вдохнуть новую жизнь в "мертвые" заводские территории? Мэрия и Свердловский областной союз промышленников и предпринимателей (СОСПП) организовали в рамках "Иннопрома" круглый стол "Трансформация промышленных территорий крупнейших городов", на который пригласили крупных застройщиков Екатеринбурга.

По мнению директора по стратегическому развитию АО "Форум групп" Сергея Воробьева, успех или неудача такого проекта зависят от позиции собственников промплощадок. Нередко промышленникам и девелоперам удается найти взаимовыгодный консенсус — как, например, в случае с заводами "Бетфор" и "СМАК".

"Но есть и другие примеры, когда предприятие числится "промышленным", платит минимальные налоги за землю и здание (а если производит стройматериалы, налог будет вообще "нулевой") и собирает аренду с "серых" арендаторов, организует на территории парковки, которые невозможно проверить, так как это "режимная" зона. Такие чаше отказываются, когда им предлагаешь совместный проект на миллиарды рублей", - посетовал Воробьев.

Еще одна серьезная проблема, мешающая быстрому освоению бывших промплощадок — невозможность выкупить "все и сразу". Хозяев может быть несколько: один согласен продать землю девелоперам и "переехать за город", другой начинает упорствовать и набивать цену. В итоге половина площадки идет под застройку, половина остается в статусе производственной территории. А у каждой, даже самой незначительной по размерам промплощадки, есть санитарная зона, в пределах которой ничего строить нельзя.

"Представим, есть 50 гектаров промышленной территории, к примеру, в центре Уралмаша. Мы их "располовиним", тут построим жилье - а рядом трубы дымящие! - иронизирует заместитель генерального директора "Синара-Девелопмент" Сергей Антонов. - Кто такое жилье купит, и за сколько мы его сможем продать? Как к такому жилью подъезжать, где ставить машину, где организовать культурный досуг для жильцов новостройки? Вопросов масса, в том числе рекультивация земель, модернизация транспортных подъездов. Поэтому любой "трансформационный" проект по сути комплексный, и без диалога с мэрией, транспортниками, коллегами в сфере образования и культуры вряд ли получится сбалансировано развить такую территорию. Мэрия — арбитр, который может этот диалог инициировать, отразить баланс интересов".


Сергей Антонов

При этом польза для Екатеринбурга от реновации заброшенных промплощадок неоспорима, уверены застройщики. Один из "плюсов" - формирование комфортной среды проживания, в том числе нового жилья, которое должно привлечь ценных специалистов в сфере промышленности (в том числе проживающих в городах Свердловской области) и создать таким образом в "пятне застройки" новые рабочие места.

Вопрос сохранения, а в идеале и преумножения трудовых ресурсов при застройке отработанных промплощадок, беспокоит городскую администрацию. Для решения этой проблемы власти намерены выделить на южной, юго-восточной и восточной окраинах города в общей сложности 6,3 тысяч гектаров не вовлеченных в хозяйственный оборот земель. Там разместятся новые промпредприятия и логистические центры.

Как ранее писало "Уралинформбюро", в сумме эта земельная "рокировка" даст полуторамиллионному мегаполису 200 тысяч дополнительных рабочих мест. "Кроме того, буквально за последние 2-3 недели на комиссии по Правилам землепользования и застройки администрацией было принято решение перевести около 200 гектаров новых территорий в промышленную функцию. Мы будем поддерживать "интересантов", готовых развивать эти промышленные территории, чтобы на них появились высокотехнологичные производства и логистика", - сообщил в ходе круглого стола Руслан Габдрахманов.

"Конечно, промышленность должна быть за границами города", - поддержал инициативу мэрии советник генерального директора Технопарка высоких технологий Дмитрий Стенин.


Строительство "Макаровского квартала" на месте мукомольного завода – один из удачных примеров реновации "отработавшей" промзоны. Фото: пресс-служба "УГМК-Застройщик"

Он напомнил, что современная промышленность очень разнородна: в ней есть и "классические" предприятия, и "цифровые инновационные", и полностью автоматизированные, где большинство операций выполняют роботы, а участие человека сведено к минимуму. "Но востребованы в экономике будут все три категории предприятий, ведь кто-то должен сварить конструкцию, а кто-то должен ее спроектировать", - считает Стенин.

Закономерен вопрос: за чей счет будет проводиться в Екатеринбурге трансформация старых и создание новых промплощадок? И откуда возьмутся ресурсы для привлечения в промышленное производство новой рабочей силы?

"Нужно создавать качественную среду для проживания в городе, тогда все будет, придут специалисты, люди не будут уезжать в Москву или Санкт-Петербург, а останутся работать у нас. Нужно освободить пространства в центральной части города, занятые неэффективным производством. Город получит большие доходы в виде налогов от строек в центре, стройка сформирует рабочие места, с которых тоже пойдут налоги в бюджет. Таким образом территории, которые сейчас ничего не производят, превратятся в источник дополнительных доходов", - уверен Сергей Воробьев.

Евгений СУСОРОВ

Еще в сюжете: Перспектива–2030