Урал - территория без правил?

Созданием в мае 2000 года семи федеральных округов российский Президент начал ревизию регионального "землеустройства". До того времени в Кремле не питали иллюзий по поводу единого российского правового и экономического поля, но вряд ли размеры удельного суверенитета представлялись столь масштабными. На каждый субъект Федерации пришлись сотни законодательных актов, которые никак не стыковались с российским законодательством. Год "прополки" под чутким присмотром президентских полпредов должен дать результаты нынешней осенью. Но вслед за формированием единого законодательного пространства уже маячит проблема единой правовой территории, а также федеративного экономического сообщества. Аппарат уральского полпреда Президента этим летом стал "третейским судьей" в экономическом противостоянии Свердловской и Челябинской областей. Разумеется, на границе между двумя соседними субъектами УрФО не появились контрольно-пропускные пункты со "стражами порядка", но, тем не менее, виртуальный шлагбаум разъединил два региона, прежде гордившихся своей дружбой. Оставим в стороне так называемый "карабашский конфликт", суть которого - беспощадная борьба за медный "престол". Ситуация на Златоустовском металлургическом комбинате куда более показательна для демонстрации уральской экономической дезинтеграции. Прообразом федеральных округов можно смело называть Ассоциации экономического взаимодействия, в рамках которых соседним субъектам страны подчас удавалось договориться о самых сложных проблемах. Главы регионов прежде на денек уединялись в каком-нибудь областном центре и за пять-шесть часов разговоров в общем кругу и с глазу на глаз снимали административные барьеры, открывая дорогу товарам и капиталам. Слово губернатора в тот период было гарантом для инвестора из соседней республики или области. Примерно по такому сценарию в 1999 году Синарский трубный завод пришел в Златоуст. Каменск-уральские трубники предложили программу экономического оздоровления ОАО "Златоустовский металлургический комбинат" (ЗМК). Ставка делалась на то, что златоустовские металлурги будут производить для Синары трубную заготовку. Самостоятельно южноуральцы выйти на рынок с такой продукцией не могли, поскольку он давно поделен конкурентами, а выпуск квадратной и круглой заготовок - нерентабелен. В общем объеме производства ЗМК трубная заготовка стала занимать 70 процентов. Остальной портфель заказов на высококачественную сталь златоустовцам помогли сформировать опять же представители "Синарского трубного завода" (СинТЗ). По самым скромным подсчетам в подъем производства на ЗМК промышленная группа "Синара" направила 400 миллионов рублей. Даже без уже привычного перевода суммы инвестиций в долларовый эквивалент становится ясно, что "мародерами", как окрестили свердловских промышленников южноуральские власти, каменск-уральских трубников не назовешь. Это - тот самый инвестор, о котором столь мечтательно говорят и директора промышленных предприятий и чиновники всех рангов. Вот здесь и встает вопрос защиты инвестиций. Не будем брать во внимание иностранцев, которых "за глаза" можно было бы обвинить в попытках захвата и удушения российского товаропроизводителя в угоду своим соотечественникам. Остановимся на межрегиональном или внутриокружном инвестиционном климате. "Синара" стала полноправным совладельцем ОАО "Златоустовский металлургический комбинат" наравне с московской фирмой "Геолинк" не без согласия на то южноуральских властей. Тогда администрацию Петра Сумина привлекли планы синарцев загрузить предприятие заказами и вложить солидный капитал в формирование оборотных средств ЗМК. Десятилетняя инвестиционная программа "Синарского трубного завода" предусматривала выход на создание высокорентабельной и качественной продукции, в производстве которой были бы завязаны ЗМК, "СинТЗ" и Орский машиностроительный завод. Но затем планы поменялись. Нет, не группы "Синара", а ставших ее оппонентами чиновников вкупе с "геолинковцами". Инвесторов стали выживать из Златоуста. Сначала уговорами, потом силой. "Синара" по-своему ушла из Златоуста. Трубники разместили заказы на трубную заготовку на иных предприятиях - благо получить такой объем работы рады все. ЗМК, чтобы не остановить четыре мартеновских печи, вынужден был вернуться к производству квадратной и круглой заготовки, что ничего кроме убытков не приносит. С экономической точки зрения это - самоубийство. На металлургическом комбинате трудятся более 10 тысяч человек, предприятие на две трети формирует доходную часть городского бюджета. Но златоустовские власти в этой ситуации помочь синарцам бессильны. Оценивая масштабы атаки на группу "Синара", возникает уверенность в том, что без одобрения в областном правительстве здесь не обошлось. Во всяком случае вице-губернатор Челябинской области Виктор Тимашов, входящий в состав Совета директоров ЗМК, в курсе происходящего и никоим образом не способствует защите прав инвесторов. А о том, что они грубо попираются, может свидетельствовать позиция южноуральского арбитража, в который был направлен иск от имени ОАО "Златоустовский металлургический комбинат" о взыскании с синарцев 145 миллионов рублей. По сути иск инициирован "Геолинком". Директор ЗМК - человек московской фирмы, а судья Юрий Иноземцев, судя по его действиям, сочувствующий ей. В частности, судья в своем потворстве истцу умудрился неоднократно нарушить нормы Арбитражно-процессуального кодекса РФ. Невероятно, но факт - еще до рассмотрения дела по существу истцу разрешено реализовывать имущество, принадлежащее ответчику, оцениваемое в 145 миллионов рублей! Конфликт собственников на известном южноуральском меткомбинате - это предупреждающий сигнал для всех нынешних и потенциальных инвесторов на Южном Урале. Что для российских, что для зарубежных. При криках "спасайся кто может!" ни один здравомыслящий человек с деньгами в кармане не зайдет в темный переулок. И никакие заверения местного городового о том, что ситуация находится под контролем не будут для него аргументом. Почему региональные власти не хотят осветить эти "темные переулки", чтобы инвесторы чувствовали себя в безопасности? Быть может потому, что тогда никому из бизнесменов в голову не придет платить за административную "крышу"? Кстати, именно такой ответ дают на этот вопрос ряд зарубежных инвесторов, которых недавно объединили в Совет при уральском полпреде Президента России. Представители группы "Синара" убеждены в том, что как только рассмотрение иска их оппонентов перейдет из челябинского арбитражного суда в Уральский окружной арбитраж, расположенный в Свердловской области, их правота будет неоспорима. Разные области - разные суды, хотя законодательство одно. Так что об едином правовом пространстве на территории Уральского федерального округа говорить пока не приходится, равно как и о благоприятном инвестиционном климате, когда инвесторов не делят на "своих" и "чужих". Андрей КРАСНОВ