МИМ-инвестиции для Свердловской области
В канун Нового года в Полевском прошли публичные слушания о пяти гектарах земли. Казалось бы, всего-то и надо было решить - можно ли перевести этот земельный участок из разряда сельскохозяйственного в коммунально-складской. Но, как выяснилось, бдительность муниципальных властей поставила заслон потоку азиатского контрафакта на Урал. Не исключено, что в производстве вьетнамо-турецкого ширпотреба были кровно заинтересованы среднеуральские чиновники.
Министерство экономики Свердловской области мечтает перевоплотиться в министерство развития и инвестиций. Слухи об идее-фикс разносились в декабре по правительственным коридорам и журналистским курилкам. Этим ребрендингом министр Михаил Максимов, испытывающий дискомфорт в рабочих взаимоотношениях с премьером Анатолием Грединым, возможно, хотел "обнулить" претензии к своей работе и начать с чистого листа.
Его идея к настоящему времени поддержки не получила. Но, терпя поражения в аппаратной борьбе, Максимов продолжает успешно формировать свою команду, которую того и гляди окрестят пятой колонной.
В феврале 2010 года Министерство экономики ввело в подведомственном ОГБУ "Свердловский областной миграционный центр" должность еще одного заместителя директора. И усадило в это кресло Илью Тарасова. Руководивший Центром с 2007 года выходец из ФСБ Сергей Крайнов тогда и предположить не мог, что деятельность нового подчиненного спустя полгода станет предметом прокурорской проверки.
В разгар лета Тарасов стал нередко отлучаться с работы. Как выяснилось, он втайне от коллег ездил в Полевской, где полным ходом шла реконструкция бывшего свинокомплекса. Его вместе с пятью гектарами земли выкупили гражданин Вьетнама Ву Суан Фук и турок Котан Туран. Оба иностранца прописаны в одной квартире на Билимбаевской, 7. На своей кухне они как раз и могли разработать бизнес-план по превращению свинарника в швейную фабрику.
Строительные работы велись без каких-либо разрешительных документов. Администрация Полевского городского округа узнала о "пошивочном" проекте, когда вьетнамец явился за согласованием на подачу газа. А вот для министерства экономики и Свердловского регионального отделения "Деловой России" планы иностранных бизнесменов новостью не были. Поэтому на встречу с главой Полевского Дмитрием Филипповым для укрепления позиций Ву Суан Фука и был откомандирован Илья Тарасов.
"Самая передовая российская швейная фабрика", как следует из оценки И.Тарасова, должна была заработать в сентябре. Корпуса свинофермы перестраивались в производственный цех и общежития. В них планировалось разместить по меньшей мере 300 человек, но в администрации городского округа уверены, что реальная численность персонала превысила бы 500 человек. Квоту на привлечение 150-200 вьетнамцев "пробивало" минэкономики. Консульство Вьетнама в Екатеринбурге было не в курсе событий. Сколько нелегальных гастарбайтеров заменило бы хрюшек на окраине Полевского, точно никто сказать не может.
Зато начальник местного ОВД Игорь Рзаев с уверенностью утверждает, что Ву Суан Фук и Котан Туран в 2010 году привлекались к административной ответственности за выпуск контрафактной продукции на территории Чкаловского района Екатеринбурга. Власти трех муниципалитетов Свердловской области в прошлом году расторгли договоры аренды с этими бизнесменами в связи с их преступной деятельностью. В министерстве экономики и "Деловой России" об этом не могли не знать. Без высоких покровителей вьетнамец с турком просто бы не получили квоты на газ и энергоснабжение, с которыми в южной части Полевского и без швейной фабрики проблемы.
"Кураторство" Ильи Тарасова и звонки из высоких екатеринбургских кабинетов не возымели должного действия на администрацию городского округа. Дмитрием Филипповым было принято решение провести 23 декабря публичные слушания, на которых определить, возможно ли перевести аграрные земли в фабричные. Вердикт расстроил иностранцев и их российских единомышленников: швейному контрафакту полевчане сказали "нет". Вьетнамо-турецкие инвестиции в незаконную реконструкцию свинарника и прочие накладные расходы придется списывать в убытки. А ведь еще чуть-чуть, и министерство экономики могло бы отчитаться о росте иностранных капиталовложений в Свердловскую область…
Илью Тарасова вовсе не случайно отправили в ОГБУ "Свердловский областной миграционный центр". В июне 2010 года Михаил Максимов внес областному премьеру представление об увольнении Сергея Крайнова с директорской должности. По замыслу министра, его должен был заменить Тарасов. Анатолий Гредин это предложение не поддержал. Равно как и прокуратура Свердловской области не нашла нарушений в деятельности Центра, которые приписывались ему министерскими клерками.
Тогда еще никто не знал о швейной фабрике, но столь жгучий интерес чиновников к Центру имел свое объяснение. С.Крайнов вышел в региональное правительство с предложением построить в поселке Кольцово "Миграционный городок". Он уверен, что миграция должна быть эффективным механизмом привлечения необходимых для региона трудовых ресурсов. Но мигрантам нужно дать цивилизованные условия проживания и медицинское обслуживание, что, в частности, поможет и контролировать поток гастарбайтеров. Открытие представительств Центра в муниципалитетах Свердловской области помогло бы местным властям направить трудовую миграцию в законное русло. Одним словом, Свердловский областной миграционный центр претендует на влияние в столь сложном вопросе. А делиться с кем-либо влиянием министру Михаилу Максимову не с руки.
До "командировки" в Центр Илья Тарасов числился директором ООО "ПравоКонсалтПрофиль". Оно зарегистрировано в Екатеринбурге на Монтерской, 8. По стечению обстоятельств там же зарегистрировано ОАО "Агроинформ", совет директоров которого возглавляет Леонид Гункевич. По этому же адресу следует разыскивать ЧОП "Агентство комплексной безопасности ПРЕТОР", где директорствует Илья Тарасов. А учредителем ЧОПа является Общественный фонд "Социальная защита инвалидов спецподразделений". Леонид Гункевич был его президентом в 2001-2004 годах.
Список этих родственных компаний можно продолжить, но и без того понятно, что вблизи министерства экономики Свердловской области есть "инкубатор", в котором взращиваются достойные бизнес-пилоты. Воспитанник Краснодарского военного института Леонид Гункевич так пишет о себе на сайте выпускников: "посредническая сфера деятельности - между бизнесом и властью, правовой консалтинг; могу быть полезен представительскими функциями в Свердловской области". И действительно, он - член Свердловского регионального отделения "Деловой России", член Совета при губернаторе по противодействию коррупции. Правда, в бизнес-кругах Екатеринбурга о нем есть не столь презентабельная информация.
Шагнул на политическое поле и Тарасов. В сентябре Илью назначили координатором групп контроля единороссовского проекта "Народный Контроль". А год назад он вошел в Совет при ГУВД Свердловской области по защите субъектов малого и среднего бизнеса от криминальных посягательств.
Михаил Игоревич Максимов (МИМ) успешно "инвестирует" своих людей во всевозможные общественные, политические, чиновничьи структуры. Развитие получают проекты, в которых он видит денежные перспективы. Скорее всего, это - не экономика. И он не зря стремится называться главой нового министерства развития и инвестиций. А может, и премьером?
Андрей БЕЛЫЙ, "УралиИформБюро"