Эдуард Россель: "Устав Свердловской области доказал, что он отвечает вызовам времени"

17 декабря 2002 года Губернатор Свердловской области Эдуард Россель выступил на торжественном собрании, посвященном восьмой годовщине вступления в действие Устава Свердловской области. Уважаемые участники торжественного собрания! Мы собрались сегодня в этом зале, чтобы отметить восьмую годовщину со дня вступления в действие Основного Закона Свердловской области - Устава Свердловской области. Без вех, без дат нет, и не может быть истории. Но историю творят люди, мы с вами. 17 декабря для нас, жителей Свердловской области, - дата заметная и важная. Восемь лет тому назад в этот день произошло событие, которое во многом стало историческим, переломным и не только для Среднего Урала. Мало того, что наш Устав стал выверенным сводом правил всей жизни в нашей области, но он ещё и внес весомый вклад в становление всего Российского государства. По истечению прожитых восьми лет можно с уверенностью констатировать: принятие Устава Свердловской области стало событием, имеющим огромное значение для развития федерализма в России. Если вспомнить сегодня то время, когда в начале 90-х годов прошлого столетия, мы с вами занялись решением важнейших проблем, которые стояли перед новой Россией, то, конечно, следует признать, - мы в своих устремлениях принять Устав области, были пионерами. А первым быть всегда трудно и непросто. Тем не менее мы были решительны и действовали в строгом соответствии с принятой в 1993 году Конституцией Российской Федерации. Устав Свердловской области именно на основе Конституции Российской Федерации закрепил статус Свердловской области как равноправного субъекта Российской Федерации. Почему для нас чрезвычайно важным был именно этот момент, связанный с равенством субъектов нашей Федерации? Да потому, что в единой семье российских регионов не должно быть таких субъектов, которые по своему статусу отличались бы от других. Подобный перекос и неравенство приводит к нарушению самого основополагающего принципа федерализма. Естественно, наша борьба за равенство оказалась непростой. Ведь перекосы в федеративном устройстве нашего государства появились не сегодня и не вчера. Они были заложены в далекие теперь уже времена, когда формировался бывший Союз, в котором принципы федерализма лишь провозглашались, оставаясь таковыми только на бумаге. Но новое время, эпоха эволюционных перемен подвигла нас на поиски новых современных демократичных подходов к решению важнейших государственных проблем. Поэтому смело можно сказать: наш Устав возник по велению времени, наших сердец, стучащих в едином ритме с пульсом эпохи. С появлением Устава в Свердловской области начался процесс государственного строительства, создания легитимной системы выборных органов народовластия, государственных демократических институтов власти, собственной системы законодательства. Вопрос создания собственного законодательства также вызвал тогда бурю противоречивых мнений. Для многих сама идея творить местные законы казалась совершенно не приемлемой и сродни покушением на государственность. Но мы доказывали, что это вовсе не так. Верховенство Российских законов над законами регионов вообще никто не ставил под сомнение. Мы считали, и наша позиция оказалась исключительно верной, что каждый субъект Федерации имеет полное право в соответствии с Конституцией страны разработать и принять к действию такой свод законов, который бы позволил ему создать благоприятные условия для подъема региональной экономики и улучшения жизни людей. Всего за восемь минувших лет только одна мысль о самостоятельном законотворчестве регионов, как видим, из чего-то, казалось бы, фантастичного превратилась в реальность. То же самое можно сказать и о реализованной идее выборности глав субъектов Федерации. Почему-то считалось, что выборы губернатора это некое опять-таки посягательство на устои государства. А в наши дни выборы губернаторов и депутатов законодательных собраний в России стали привычным волеизъявлением людей. Когда мы принимали наш Устав, у противников реального федерализма не было ни политических, ни моральных сил препятствовать реализации законных прав Свердловской области как равноправного субъекта Федерации. Однако важный юридический и политический статус Устава требовал всестороннего рассмотрения всех его положений. Лучшие научные коллективы Свердловской области, и практически все её жители, так или иначе, участвовали в подготовке и обсуждении этого основополагающего документа. Устав Свердловской области прошел чрезвычайно тщательную юридическую экспертизу на самом высоком уровне. И, наверное, не случайно, Устав Свердловской области был признан одним из лучших в России и опубликован в "Российской газете" в качестве образца для других субъектов Российской Федерации. В преамбуле нашего Устава записано, что он является Основным законом Свердловской области. Это означает, что Устав имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей ее территории. Ни один закон или иной правовой акт, принимаемые в нашей области, не должны противоречить Уставу. Устав Свердловской области определил структурные принципы и полномочия областных органов государственной власти: обеих палат Законодательного Собрания Свердловской области, полномочия Губернатора и Правительства Свердловской области. Сферами регулирования Устава области являются система законодательства, организация местного самоуправления, общие принципы финансовой и экономической политики, основные социальные гарантии жителей. В поле внимания Устава Свердловской области находятся такие институты власти как Уставный суд, Совет безопасности, Уполномоченный по правам человека, Фонд губернаторских программ. Мы первыми в России статусно закрепили в Уставе области существование этих жизненно важных институтов. Устав области является весомым аргументом в политической жизни во многом благодаря действенной системе регулирования сдержек и противовесов исполнительной и законодательной власти. Устав Свердловской области активно влияет на всю политическую жизнь региона, так как мы заложили основы формирования областного двухпалатного Законодательного Собрания. Палата Представителей избирается у нас по мажоритарному принципу, а Областная Дума - на пропорциональной основе в соответствии со списком политических партий. Такой подход позволяет формировать Законодательное Собрание с учетом всестороннего интереса, как чисто партийного, так и исключительно личностного, - то есть с учетом мнения каждого жителя области. Наверное, не случайно, наша законотворческая практика работы народных избранников была взята на вооружение другими Субъектами Федерации, а сегодня, кстати, с принятием федерального Закона о политических партиях, этот путь стал общим для всей России. Безусловно, с 1994 года произошли значительные изменения в государстве и в нашей области. Россия за эти восемь лет прошла сложный период реформирования. И сейчас во главе с Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным приступила к новому этапу государственного строительства, к "собиранию земель" под знаком политического, экономического и, духовного обновления. Бесспорно, обществу нужны новые рубежи, новое качество жизни, новые идеи, новые задачи и новые средства их достижения. Развитие нашего регионального законодательства происходит в этом направлении. Изменилось законодательство Российской Федерации, и некоторые положения в Основном Законе Свердловской области были приведены в соответствие с реалиями сегодняшнего дня. Но мы подошли к этому строго и со всей ответственностью. В старину говорили: "Не долго той земле стоять, где начнут уставы ломать". Сегодня время от времени слышны предложения "переписать" и основы Конституции Российской Федерации. Но глава государства совершенно определенно высказывается за сохранение принципов и буквы Основного Закона страны, поскольку пересмотр фундаментальных положений Конституции равносилен пересмотру основ государственного строя и неизбежно ведет к ослаблению страны и государственной власти. Так же бережно мы должны относиться и к Уставу Свердловской области. Убежден, что сегодня необходимо взаимное совершенствование и федерального, и регионального законодательства. В основе развития регионального законодательства должен быть принцип единства правового пространства, без которого мы не можем говорить о едином Российском государстве. При этом речь идет в равной степени о едином правовом пространстве как внутри области, так и о соотношении регионального и федерального законодательства. Конституция Российской Федерации недвусмысленно расставила приоритеты в пользу федерального законодательства. Многое в России, в том числе, и в Свердловской области уже сделано. И в этом большая заслуга всех нас - депутатского корпуса, органов государственной власти, местного самоуправления, руководителей предприятий, жителей области. Кстати, в соответствии с Конституцией Российской Федерации Устав Свердловской области положил начало развитию регионального законотворчества о местном самоуправлении. Вопросы развития местного самоуправления остаются, как известно, остро дискуссионными - и, прежде всего, это вопрос о балансе прав и ответственности. В настоящее время активно обсуждаются принципиальные положения концепции местного самоуправления, которая призвана определить его место во властной вертикали, круг обязанностей и функций. Необходимость этих преобразований вызвана самой жизнью. Местное самоуправление не должно превратиться в местное самоуправство. Помимо важных вопросов развития местного самоуправления, ключевой задачей является совершенствование межбюджетных отношений. Оно предполагает определение четкого объема полномочий, обеспеченного на каждом уровне власти в стране - от федерального до местного - достаточным финансовым ресурсом. Собственные полномочия региональных и местных властей должны финансироваться за счет собственных региональных и местных бюджетов. Делегированные полномочия должны финансироваться только за счет целевых субвенций из вышестоящего бюджета. Для реализации этих полномочий за региональными и местными бюджетами должны быть закреплены соответствующие доходные источники, что предполагает внесение дополнений в Налоговый и Бюджетный кодексы. На заседании Государственного Совета Российской Федерации, где обсуждалась судьба местного самоуправления, было четко заявлено, что не следует затягивать процесс ввода в действие нового закона о местном самоуправлении. Ведь эффективное устройство власти в целом невозможно без дееспособного местного самоуправления. Стратегически важной задачей также является и принятие федеральных законов о разграничение полномочий между различными уровнями власти. Долгое время эти вопросы регулировались Договорами между федеральным центром и субъектами Федерации. Договор о разграничении полномочий имел большое значение для достижения экономической самостоятельности Свердловской области как субъекта Федерации. Соглашения между федеральным центром и Свердловской областью, ставшие конкретизацией этого Договора, позволили урегулировать многие вопросы и заложить основы социально-экономического развития области. Скорейшее принятие федеральных законов о разграничении полномочий поставит точку в бессмысленном, на наш взгляд, споре о судьбе этих Договоров между федеральным центром и субъектами Федерации. Эти договоры сыграли в свое время очень большую роль для преодоления центробежных тенденций в молодой Российской Федерации, для восполнения юридических пробелов во взаимоотношениях Российской Федерации и ее субъектов. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин взял курс на законодательное регулирование федеративных отношений и наша задача оказать ему всяческую поддержку. Жизнь приносит новые подтверждения верности нашего курса, заданного Уставом Свердловской области. Лучшее доказательство тому - экономические достижения Свердловской области в уходящем году. Экономический рост в нашей области особо отчетливо виден на фоне других регионов России. Свердловская область входит в пятерку лучших регионов России по инвестиционному потенциалу. Мы динамично снижаем инвестиционные риски, и недавно международное рейтинговое агентство Standart & Poor`s повысило долгосрочный кредитный рейтинг Свердловской области. Это обусловлено продолжающимся уже в течение четырех последних лет в области экономическим ростом и улучшением финансового состояния. В следующем году мы обязательно должны закрепить эти положительные тенденции. Но для этого нужны не только экономические, но и политические условия. Важнейшее из них - политическая стабильность, согласие в обществе. Жизнь подтверждает, что демократические принципы, заложенные в Уставе Свердловской области, окончательно и бесповоротно стали в нашей области политической реальностью. В России наступила новая политическая эпоха. Эпоха преобразования. Оно будет успешным только при консолидации основных общественно-политических сил. Это означает добровольное принятие различными социально-политическими силами взаимных обязательств и ответственности в стратегических интересах общества. Уверен, что только такой подход будет востребован в нынешних условиях, и все ответственные политики должны руководствоваться им в своих практических действиях. Сегодня можно отметить, что после апрельских выборов в этом году в Областную Думу в Законодательном Собрании Свердловской области преодолен "думский кризис". Сегодня в областном парламенте сложилась атмосфера конструктивной работы депутатов, плодотворный диалог законодательной и исполнительной власти. Наступающий новый 2003 год будет для нас снова непростым. В ходе работы над бюджетом будущего года мы вновь подняли планку, - нам предстоит собрать налогов в размере 40 миллиардов рублей. Нам предстоит уже реально приступить к реализации разработанной концепции развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 года. Нас ждут стройки века - "Стан-5000", четвертый энергоблок на быстрых нейтронах БН-800 на Белоярской АЭС, завершение строительства Храма-памятника на месте расстрела царской семьи в Екатеринбурге, который должен стать не только символом покаяния, но и символом мира и спокойствия в стране. В древности на Руси словом "устав" называли письмо выполненное прописными буквами. И этим оно отличалось от обычной скорописи. Таким уставным письмом писались грамоты, положения о порядке и чине, то есть всё то, что должно было служить очень долго. В этом историческом значении Устава сегодня видится особый символический смысл. Жизнь показала, что наш Устав Свердловской области - документ, созданный не наскоро, не в угоду сиюминутным, преходящим запросам. Устав Свердловской области доказал, что он незыблем, востребован временем, отвечает его новым вызовам, а самое главное созвучен интересам людей. Сегодня, в день рождения Устава Свердловской области, мы не даем восторженных оценок, не делаем скоропалительных прогнозов. Мы реалисты и практики. Однако одно можно сказать совершенно твердо: Устав Свердловской области - это славная страница, навсегда вписанная в Историю Среднего Урала. Это Устав, по которому мы живем сегодня, и будем жить завтра!