Что готовит Яков Силин для Аркадия Чернецкого?

Стратегический план развития города Екатеринбурга стал для Аркадия Чернецкого предметом конфликта не только с оппозиционерами, но и со своими преданными сторонниками. На фоне демарша ряда депутатов гордумы во время его презентации представителям Бирмингемского университета практически никто не заметил размолвку, произошедшую между мэром Аркадием Чернецким и спикером Яковым Силиным. Формально поводом для ссоры послужил все тот же злополучный план. Однако политологи считают, что корни конфликта залегают гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. Вполне возможно, что Я.Силин намерен обрести независимость и изменить политический расклад в областном центре. Эту версию подтверждает и известный челябинский политолог Андрей Чадин, с которым Яков Силин обсуждал свою дальнейшую политическую карьеру. - В чем причина того, что спикер гордумы - один из самых преданных сторонников Аркадия Чернецкого подумывает выдвинуть свою кандидатуру на пост главы города? Это стратегический шаг для того, чтобы удержать власть, своего рода страховка команды действующего мэра или "пугачевщина"? А.Чадин: Прежде всего, сам Яков Петрович считает, что готов начать самостоятельную политическую карьеру. Для этого у него есть достаточно серьезные предпосылки. Например, многолетний опыт работы на посту председателя городской думы Екатеринбурга. Поддержку федерального центра Якову Силину гарантируют крепкие связи в думской фракции "Народный депутат". Кроме того, он является главой координационного Совета руководителей представительных органов городов России. Кстати, в этом качестве он принимал активное участие в работе по подготовке проекта федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления". По признанию самого Якова Петровича, с ним готова уйти и часть команды Чернецкого. Все это подкреплено серьезной финансовой поддержкой, ее Якову Силину гарантировало руководство Уральской горно-металлургической компании. - Если можно, то поясните: зачем УГМК понадобилось выдвигать своего кандидата на пост главы города и почему выбор пал именно на Якова Силина? -А.Ч: Как вы понимаете, своими соображениями на этот счет Яков Петрович со мной не делился. Поэтому я могу высказать только свои предположения. Возможно, что УГМК рассматривает Екатеринбург как стартовую площадку для дальнейшего захвата власти в Свердловской области. Стратегически это понятно - Екатеринбург является средоточием властных структур не только области, но УрФО. Что касается выбора потенциального главы города, то давайте рассуждать логически. На сегодняшний день, в качестве реальных кандидатов на пост мэра, можно рассматривать лишь трех претендентов: Чернецкий, Осинцев и Габинский. Провал команды Чернецкого во время последних выборов в Областную думу, похоже, стал началом конца для действующего мэра, он уже исчерпал весь свой политический потенциал и вряд ли его команде удастся до декабря переломить ситуацию. Вполне возможно, что и руководство УГМК это осознает. Рейтинг Яна Габинского, в последнее время, существенно возрос и у него есть серьезные шансы в борьбе за кресло мэра, но УГМК интересен человек, который не только может придти к власти, но и сможет эту власть удержать. Компетентность и деловые качества Юрия Осинцева, конечно, не могли не привлечь внимания руководства УГМК. Но здесь возникает ряд серьезных препятствий: Осинцев не стремится заниматься политикой, и должность главы города рассматривает как сугубо хозяйственную, а главное - это не тот человек, которым УГМК сможет безраздельно управлять. В сравнении с остальными претендентами, кандидатура Якова Силина наиболее приемлема для УГМК. За ним, в отличие от Чернецкого, не тянется шлейф неудач и громких финансовых скандалов. Деловые качества и многолетний опыт работы в городской думе выгодно отличают Силина от того же Габинского. Для УГМК немаловажно и то, что Яков Силин прошел "школу" Аркадия Чернецкого, то есть является вполне управляемым политиком. -Тем не менее, у Якова Петровича достаточно серьезные соперники, что он сможет противопоставить им в жесткой конкурентной борьбе? А.Ч: Аналогичный вопрос я задал Якову Петровичу. По его ответам чувствовалось, что он уже начал подготовку к выборам и совместно со своей командой предпринял ряд практических шагов. В частности, они приступили к разработке программы кандидата, которая включает в себя и долгосрочный план развития города Екатеринбурга. По мнению Я. Силина, в современных условиях не обойтись без новых подходов к среднесрочному и долгосрочному прогнозированию развития городского хозяйства. Поэтому стратегический план должен представлять собой реалистичную систему мероприятий, которые должны быть взаимоувязаны по финансовым, сырьевым и людским ресурсам. По замыслу автора в плане необходимо дать оценку сегодняшней ситуации в основных сферах жизнедеятельности городского хозяйства и предложить, исходя из тех полномочий и финансовых ресурсов, которые имеются у органа местного самоуправления, возможные пути решения стоящих перед городом проблем. Мне хотелось бы остановиться на нескольких положениях. В частности, большое значение Яков Силин придает увеличению ассигнований социальной сферы. Естественно, это невозможно без определения дополнительных источников финансирования. Таким источником, по его мнению, могли бы стать повышение платы за аренду муниципального имущества, повышения налогов на рекламную продукцию. Это даст возможность полностью реализовать на территории Екатеринбурга федеральные законы "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов", "О статусе граждан, подвергшихся радиационному воздействию" и другие. Для решения особенно острой для Екатеринбурга жилищной проблемы предполагается активизировать работу органов местного самоуправления по развитию системы ипотечного кредитования. Актуальная в России проблема реформирования ЖКХ также не обойдена вниманием, для ее решения предлагается реализовать комплекс мероприятий. В том числе, введение минимальных муниципальных стандартов качества коммунальных услуг и жестких санкций к производителям за их несоблюдение, оптимизация структуры управления ЖКХ города, в том числе оптимизация структуры жилищно-эксплутационных организаций. Перечислять можно долго, поскольку план включает в себя программы по поддержке здравоохранения, образования, физкультурно-спортивных организаций. Учтены также транспорт, связь, дороги. Впрочем, у горожан еще будет возможность ознакомиться с предвыборной программой Якова Силина. - Последний вопрос. Екатеринбург известен как один из центров политконсалтинга в России, кроме того, предвыборную кампанию Я. Силина финансирует УГМК, и там есть свои консалтеры, почему же Яков Петрович отдал руководство кампании в руки "варяга", то есть Вас? А.Ч: Я полагаю по нескольким причинам. В Екатеринбурге действительно одна из сильнейших в России школа политического консалтинга и, соответственно, в преддверие выборов, ваши политологи наиболее ангажированы. Кроме того, многие из них имеют постоянных заказчиков, которых "опекают" от кампании к кампании. Парадоксально, но найти опытного специалиста, который смог бы провести предвыборную кампанию в таком политизированном городе, сложно. Есть еще один момент, после выборов в Красноярске у многих клиентов сложилось впечатление, что политологи, это такие люди, которые берут деньги, проигрывают кампанию, а потом убеждают заказчика в том, что это именно он виноват в проигрыше. Я же имею десятилетний опыт проведения выборных кампаний всех уровней и практически во всех субъектах РФ, возможно при выборе консультанта Яков Петрович руководствовался именно такими критериями. То, что для проведения своей предвыборной кампании Яков Силин не привлекает PR-щиков УГМК вполне объяснимо. Они - не профессионалы, в данном контексте, они не являются специалистами по выборным технологиям. О чем свидетельствует позорный результат на выборах в Свердловскую облдуму в прошлом году, когда при гигантском финансировании опекаемые УГМК "Союз правых сил" и Народная партия РФ набрали всего по 3%. А выборы, это своего рода блиц-криг, где победить могут только опытные стратеги.