Точикистон особого назначения

И внимания.

С верхней точки одной из самых высоких в мире плотины Нурекской ГЭС (300 метров) открывается невероятный вид на изумрудные воды Вахша. Толкнув роторы гидрогенераторов станции, горная река уходит на юг, чтобы передать "божество воды" (вахш на древнетаджикском) Амударье.

Рядом со станцией, эксплуатируемой 50 лет, притаились несколько красивых коттеджей с бассейном. Они в периметре, охраняемом национальной армией.

- Там живут руководители станции? – спрашиваю у моего сопровождающего.

- Что вы, - машет он руками. – Это - дача президента Рахмона.

- Под самой плотиной?

- А что бояться? Ее строили русские, сделано в Советском Союзе – куда еще надежнее? Да только теперь тут не русские, а американцы все к рукам прибирают.

На площадке у КПП среди машин сотрудников выделяются белые джипы с зелеными номерными знаками. Так в Точикистоне отмечаются автомобили, используемые зарубежными компаниями и банками. Всемирный банк планирует потратить на замену оборудования и реновацию станции около 700 миллионов долларов. Нурекская ГЭС не только вырабатывает 70% электроэнергии для нужд страны, но и является регулятором всей среднеазиатской энергосистемы – без нее не могут останавливаться на летние ремонты ТЭЦ в Узбекистане и Туркменистане.

Россия тоже представлена на Вахше – в 2008 году в строй была введена Сангтудинская ГЭС-1 (75% акций у Росатома), которая дает 12% вклада в энергосистему Точикистона. Об этом вспоминают всякий раз, оценивая партнерство двух стран. Не мало ль будет?

За последние полтора десятка лет не поменялся лишь цвет воды Вахша, а жизнь течет и изменяется. Россия оказалась лицом к лицу с новыми реалиями в стране, далекой от нашей госграницы.

На душанбинском проспекте Сомони в глаза бросается парковка белых "крузаков". Популярная машина среди чиновников и богатых душанбинцев, поэтому на ум приходит, что здесь автосалон. Но нет – это автопарк посольства США.

Год назад дипломатическая миссия разрослась в связи с эвакуацией американского посольства из Кабула. В нем работало несколько тысяч(!) американцев и афганцев. Большую часть перевезли в Катар, но стоит пойти в дорогое кафе или ресторан в Душанбе, и обязательно наткнешься на американских дипломатов, а по улицам шныряют их "крузаки".

Как утверждают источники "Уралинформбюро", сейчас в Точикистоне действуют более 20 агентств ООН. Не умаляя гуманитарных достижений, нужно помнить, что эти структуры способны собирать информацию двойного назначения.

Кстати, во время недавней эвакуации гражданских лиц из подвалов "Азовстали" обратили на себя внимание несколько мужчин, приехавших на джипах с логотипом ООН. Если бы не использование ими армейской униформы и телефонов спутниковой связи, трудно было бы заподозрить, что они - сотрудники ЦРУ.

Афганский ветер

Это большое заблуждение называть всех граждан Точикистона таджиками. Большая часть населения страны – ургуты, слияние узбеков с таджиками. Есть чистокровные таджики, а еще есть памирцы – горные таджики из Бадахшана.

Из всех среднеазиатских стран Точикистон самый бедный. Общество делится на нищих, бедных, середнячков, богатых дельцов и чиновников. Официальные зарплаты – 1-2 тысяча сомони (6-12 тысяч рублей). Мешок муки стоит 350 сомони, пятилитровка масла – 130 сомони. Мука и масло – это мерило ценообразования. Без лепешки не прожить никак.

Как отмечают эксперты, Точикистону свойственен непотизм – кумовство. 69-летний президент Эмомали Рахмон готовит себе сменщика – 34-летнего Рустама Рахмона. Пока что тот спикер парламента, мэр Душанбе и глава национальной футбольной федерации.

В отличие от отца Рустам – не трибун. А именно благодаря этому качеству 30 лет назад Рахмон-старший из председателей кулябского совхоза превратился в главу парламента страны.

В 1997 году кровопролитная гражданская война (более 100 тысяч убитыми) была остановлена соглашением, по которому памирцы (т.н. Объединенная таджикская оппозиция) получили 30% чиновничьих должностей. Часть постов заняли полевые командиры. За прошедшие годы рахмоновцы вытеснили их из власти – кого-то посадили, кто-то умер, кто-то уехал в тот же Афганистан.

Миграция между Точикистоном и Афганистаном – одна из серьезнейших проблем. После изгнания США и воцарения в Кабуле талибов (Талибан – организация, деятельность которой запрещена в РФ) количество афганских беженцев увеличилось вдвое - до 14 тысяч. Им запрещено селиться ближе 30 километров к Душанбе, они выживают благодаря гуманитарной помощи.

По мнению кабульских властей, основу этих беженцев составляет афганская вооруженная оппозиция. В ответ они грозят Душанбе "пригреть" Объединенную таджикскую оппозицию, впрочем, те давно уже там греются и ждут сигнал к атаке.

А не желающих служить в таджикской армии призывников тем временем отлавливают по всей стране. Не военнообязанным, кроме непригодных к службе, является лишь единственный сын в семье. Ну, и тот, кого могут откупить. Юноши из бедных семей пытаются спрятаться на заработках в России. Негласно арестовать могут их родителей, и затем ждать возврата беглецов в аэропорту.

Создать боеспособную контрактную армию для Точикистона - непозволительная роскошь. Расходы на всех силовиков страны в этом году составят 200 миллионов долларов (7% бюджета). А угроза с памирских гор все ощутимее.

Американцы не жалеют денег на укрепление дырявой таджико-афганской границы. Поставки транспорта, систем наблюдения – на десятки миллионов долларов. Из последних новелл – строительство погранпоста и погранотряда на 900 военнослужащих и членов семей. Затраты – 33 миллиона долларов. Россия тоже выделит грант на строительство контрольно-пропускного пункта - 1,1 миллион долларов.

По негласным нормативам в случае нападения таджикские пограничники должны продержаться 2 часа до подхода армейского подкрепления. Но большой вопрос - кто это будет?

201-я российская военная база – самое крупное формирование Армии России в Средней Азии. Во время гражданской войны ее штаб стоял в центре Душанбе. Теперь база ближе к окраине города и авиабазе Айни, а на ее месте – красивый Дворец нации для Рахмона.

За россиянами неусыпно наблюдают американцы, используя различные технические средства. А школа Минобороны РФ вообще по соседству с миссией ООН. Мы у них, как на ладони.

Задача на опережение

Дорожку в Душанбе сейчас натаптывают не только Пентагон и ЦРУ. Торчат там уши британцев, расширяют свои владения турки: большие и дорогие турецкие рестораны, сетевые магазины. И вездесущие "Байрактары".

Американцы тоже обещают поставить беспилотники, а таджики просят отдать им вертолеты, угнанные на базу Айни в прошлом году из Афганистана. Первоначально их поставляли афганской правительственной армии, а теперь Вашингтону надо решить – отдать или оставить для своих растущих аппетитов.

Бедный Точикистон с шахскими садами роз и фонтанов НАТО может скупить "на раз". И не для того, чтобы противостоять талибам, а ради удара по интересам России в этом регионе. Страна, словно древняя чинара, раскинула свои корни по соседским территориям и оказывает там влияние.

До настоящего времени Точикистон, более чем кто-либо в Средней Азии, привязан к нам. Вывески дублируются на русском языке, кассовые чеки в магазинах – на русском, в городах много людей владеют русским, достаточным чтобы объясниться. К России у них уважительное отношение с легкой обидой, которую привозят с собой домой трудовые мигранты.

Наш бытовой шовинизм, порой уничижительное отношение к "понаехавшим" таджикам когда-нибудь обернется для нас бумерангом. Этим непременно воспользуются противники России, надев сострадательные маски.

Нужны безотлагательные шаги по удержанию Точикистона в зоне нашего влияния. И речь не только о расширении военной базы. 73-летний посол Игорь Лякин-Фролов уже заслужил почетную пенсию. На этом посту нужна более динамичная фигура, которая будет символизировать российские амбиции в регионе.

Открытие сразу пяти русскоязычных школ в сентябре этого года – знак того, что Россия нуждается в квалифицированных кадрах. "Русский язык – путевка в жизнь" здесь не фигура речи.

Более того, мигрантов надо обучать мастерству и языку по месту прибытия. Для них это шанс получить более оплачиваемую работу, то есть в большей степени зависеть от нас. Америка и Европа не дадут им возможность подняться по социальной лестнице. На Запад из Точикистона уезжают те, кто сумел нажить немалый капитал. Бедняки надеются лишь на Россию. Но без подпитки, особенно с акцентом на молодежь, эта надежда может растаять на глазах.

Вадим ДЫНИН