Здравствуй, мама!

Специальный репортаж из исправительной колонии.

В минувшую субботу несколько журналистов Екатеринбурга попали за колючую проволоку в центре мегаполиса. Вместе с родственниками осужденных они побывали на необычной экскурсии в ИК-2 по соседству с реконструируемым Центральным стадионом. Как устроено это "государство", узнал и корреспондент "Уралинформбюро".

На входе в колонию мы сдаем сотовые телефоны, флэшки и паспорта, вместо них нам выдают бирки. Пройдя через три металлические двери с магнитными замками, оказываемся внутри.

Пока родственники осужденных заканчивают процедуру досмотра вещей, журналистам рассказывают историю "двушки". В это время за окном служебного кабинета осужденные строем маршируют на обед.

На сегодняшний день в колонии общего режима отбывают заключение около 1 800 человек. Сидят за кражи, мошенничество, грабежи, растрату, наркотики. Есть в ИК-2 и переведенные в качестве поощрения со строгого режима, куда попали за насильственные преступления (убийство, разбои).

Нам сообщают, что скоро начнется мероприятие. Выйдя из здания, мы проходим мимо цеха. Сегодня нерабочий день, заключенные отдыхают. Как и в других колониях, они в основном занимаются металло - и деревообработкой, швейным производством. Основная задача – устроить тех, у кого есть исковые обязательства. Заработная плата соответствует минимальному уровню заработной платы в Свердловской области: в 2016 году он равен 8 862 рублям. 

К журналистам выходят родственники осужденных - пятнадцать женщин и мужчина. Увидев журналистов, они несколько шокированы, кто-то обмолвился: "Мы пытаемся скрывать, что здесь наши сидят, а тут прессу зовут". Впрочем, нас сразу попросили не снимать крупно лица осужденных и их родственников, только если они согласятся дать интервью.

Родительский день – дополнительная мера поощрения, свидание внутри колонии. Если заключенный зарекомендовал себя отрицательно, то ему такой день не "светит".

Экскурсия для гостей начинается с музея. Ее ведет начальник по воспитательной работе майор внутренней службы Дмитрий Мельник. "Это оказывает огромное воспитательное воздействие", - отмечает он. В это время женщины рассматривают макеты, исторические предметы, фотографии по истории Урала и Екатеринбурга.

Майор завел раритетные часы – один из любимых экспонатов, - которые пробили 7 раз. "Как в кино", - подметил кто-то сзади. Второй раз, на бис, часы бить не стали.

По пути к храму мы проходим мимо трехэтажного учебного здания. В нем читают лекции преподаватели екатеринбургского колледжа имени Ползунова. Некоторые осужденные осваивают профессии менеджеров в разных отраслях. Но основная масса заключенных (до 30 лет) просто получают среднее или среднее профессиональное образование.

В храме нас встречают двое заключенных, предлагают свечи, женщины берут по одной, молча зажигают.

Помимо православной в учреждении есть общины, исповедующие ислам и иудаизм.

Мечеть и столовая, у которой выстроилась очередь из заключенных 

На очереди ботанический сад. Здесь кругом зелень и интересная живность - местная звезда енот Семен, крокодил Лакостик, грызуны, рыбки. Живая обстановка вызывает на лицах улыбки. Часть  гостей скопились вокруг бассейна с рептилией, другие кормят грызунов.  

Рядом с енотом мы знакомимся с осужденным екатеринбуржцем Иваном. Его расспрашивают про постояльцев. "Две самочки вчера были нам переданы, у нас есть самец, поэтому надеемся на продолжение рода", - рассказывает он про морских свинок. "А откуда они поступают?" - спрашивает одна из женщин. "Нам граждане их передали, вы тоже можете. Если что-то у вас лишнее есть, то, пожалуйста... У нас еще кролик-альбинос, ему 2 месяца". Тут его останавливает майор, мол, если он согласен дать интервью, то от него ждут заявление. Иван в ответ кивает: "Обязательно".

Иван не захотел делиться своей историей, только сказал, что вроде ничего не делал, а преступление с компьютером связано.

Рядом с ним его мама, которая не в восторге, что сын захотел дать интервью. Говорит, это уже второй раз. Прежде, когда Ивана показали по телевидению, ей стали звонить знакомые, которые его узнали.

Иван с мамой во время концерта в клубе

И вот долгожданная встреча осужденных и родственников в клубе колонии. Сегодня они вместе, а завтра их будут разделять забор с проволокой, а кого-то и расстояние в тысячи километров.

Женщины не сдерживают эмоции, еще больше их заводят выступления со сцены. Песен было немного, но все они посвящены матерям. 

Песня в стиле рэп написана заключенным Романом Джанари. Он единственный из всех сидельцев имеет высшее музыкальное образование.

После концерта на пути в столовую мы разговорились с мамой Ивана - пожилой женщиной, небольшого роста с серо-голубыми глазами, как у сына.

"На родительском дне я первый раз, а так у нас были свидания, длительные и по телефону, звонит он два раза в неделю. Я в курсе всех дел. В общем-то сейчас уже все улеглось, успокоилась можно сказать. Но все равно иногда бывает какое-то переживание, вот он сейчас сидел успокаивал, когда парень пел, растрогал меня этой песней.

Сейчас Ваня  работает на "ботанике", его устраивает и нас тоже: нормальное, спокойное место. И вообще я удивлена, что у них тут музей есть, церковь и мечеть. Вообще нормально, по-человечески, я бы сказала, мало, конечно, радости от такой популярности (вспоминает про то, как сына показали по телевизору), но что поделаешь, раз так вот жизнь сложилась. Надо, значит, это нам вынести". 

Разговор наш прерывается на лестнице, идущей на второй этаж столовой. Перед нами несколько десятков обедающих заключенных, в стороне от них стол, окруженный родственниками. Матерям и женам предлагают попробовать еду, которой ежедневно питаются их сыновья и мужья. "Действительно вкусно, я спокойна за своего сына", - делится одна из женщин.

Хлеб пекут сами осужденные в пекарне, расположенной на первом этаже столовой

Экскурсия подходит к концу, нас ведут в жилую зону: длинный коридор, слева умывальная зона, впереди спальня с десятками двухэтажных кроватей, еще дальше комната со столами и скамейками. Здесь шумно от разговоров и шуршаний - женщины расспрашивают мужчин, вынимая гостинцы из пакетов.

Мама одного из осужденных предложила присоединиться к чаепитию. Ее Данилка наливает нам чай.

"Я здесь в первый раз на встрече, но работаю практически в таком же заведении, то есть из тюрьмы уже к нам в специнтернат поступают, там старики и инвалиды в основном. Мне все знакомо… только у меня вот сын тут оказался". Спрашиваем из-за чего. "Молодость, наркотики, баловство. Не то, чтобы он - заядлый наркоман, половина таких, которые решили попробовать и сразу попались".

Спрашиваем Данила, соскучился ли он по маминой стряпне. Отвечает, что соскучился по маме, а не по еде. "Я еще пиццу не успела сделать, на работе была", - сетует мать. Женщина приехала на свидание из Сухого Лога.

Журналистов просят закругляться. Действительно, пора оставить в покое истосковавшихся по общению родственников.

Выйдя за ворота режимного объекта, понимаешь, что колония - это маленькое государство, где царят чистота и свой порядок.

P.S. За последнее время в связи с грядущим Чемпионатом мира по футболу 2018 года интерес к двум сооружениям в центре Екатеринбурга – ФКУ ИК-2 и СИЗО-1, расположенным напротив Центрального стадиона, значительно вырос. На вопрос, будут ли все-таки переводить заключенных в другое место, представители ФСИН ответили, что нет. Финансирование в 12,5 миллиона рублей в основном коснется изолятора временного содержания, где будет отремонтирована и покрашена крыша, выходящая на улицу Репина. Также приведут к лимиту наполненность СИЗО. Плюс проволоку на заборе заменят на датчики движения.

София МУХАМЕДЬЯНОВА

Еще в сюжете: Спецпроект

Актуальное