Урановые воды губернатора Кокорина
С привкусом марганца.
В апреле 2016 года АО "Далур" (входит в холдинг "Атомредметзолото") проведет круглый стол, на котором попытается убедить жителей Курганской области в безопасности добычи урана в Звериноголовском районе. Конкурс на разработку Добровольного месторождения пройдет лишь в декабре 2016 года, но уже сейчас в зауральской глубинке распространяются листовки с требованием остановить проект.
Анонимные защитники природы рассказывают, что добыча радиоактивного металла методом подземного выщелачивания приведет к загрязнению огромных территорий не только в Зауралье, но и в Тюменской области – вплоть до шельфа Ледовитого океана. Специалисты утверждают, что это невозможно из-за особенностей геологической структуры недр и характера движения подземных вод.
Как выяснил обозреватель "Уралинформбюро", куда большую проблему для зауральцев представляет предельное загрязнение поверхностных и подземных вод, а также отсутствие культуры водоподготовки в Курганской области.
Технология подземного выщелачивания не нравится экологам тем, что предполагает закачку в рудный пласт на глубину 500 метров раствора серной кислоты. По их разумению, расползаясь на глубине, жидкие радиоактивные элементы затем загрязняют большие территории и с водой попадают в реки, текущие на север. Специалисты говорят, что все совсем не так.
Генеральный директор АО "Далур" Николай Попонин утверждает, что содержание серной кислоты в растворе, закачиваемом в скважину, очень незначительное. Кроме того, чтобы не было выхода раствора за пределы эксплуатационного блока, устанавливается баланс, то есть раствор закачивают, пропускают через радиоактивный песок и откачивают. Уран потом отделяют, добавляют выщелачивающий агент и снова закачивают. По сути, происходит кругооборот в рудном горизонте.
Руководитель уральского отделения ЗАО "Гидэк" Сергей Палкин также считает невероятным заражение реки Тобол, проходящей по Курганской области, через подземные воды. По его словам, процесс движения воды под землей выглядит иначе, чем на поверхности. Он очень сложный и консервативный – особенно в песчано-глинистых породах. Перенос "грязи" происходит весьма медленно – за исключением, правда, пустот, но метод подземного выщелачивания их не оставляет.
Воды, находящиеся в рудном пласте, безусловно, радиоактивны, но движения их практически нет, отчего и получилось урановое месторождение. Кроме того, отмечает Н.Попонин, сверху и снизу от него залегают глины, то есть "грязные" растворы не смогут попасть в другой горизонт. Чтобы убедиться в этом, "Далур" периодически бурит наблюдательные скважины на различные водоносные горизонты, находящиеся выше рудного пласта. Пробы берут и надзорные органы, которые постоянно присутствуют на предприятии. Никаких серьезных претензий к "Далуру" у Росприроднадзора до сих пор не было, так как не было и серьезных аварий.
А вот с питьевой водой в Зауралье просто катастрофа. Реки Исеть и Миасс не пригодны для забора, Течу отравил комбинат "Маяк", Тобол загрязнен железом, марганцем, медью, сульфатами. Надежды на артезианские воды не оправдываются: в силу природных и геологических условий подземные воды на территории Курганской области или солоноватые, или имеют избыточное содержание железа и марганца.
"Их можно использовать, – полагает Сергей Палкин, – но только после проведения соответствующей водоподготовки. Должен быть человек, который за это отвечает, и он не должен относиться формально к своим обязанностям. К сожалению, сегодня вся эта водоподготовка остается только на бумаге".
Ситуацию усугубляет повсеместно применяемая практика закачки в пласт через специальные скважины промышленно-сточных вод и различных пульп, которые нельзя сбрасывать на поверхность. Отходы, в том числе и радиоактивные, продвигаясь по пласту, могут достигать участков питьевого водоснабжения. Чистая вода становится роскошью для избирателей губернатора Алексея Кокорина.
Владимир ТЕРЛЕЦКИЙ