Вейперу припарка
Электронные сигареты вошли "в тусовку".
Мода на здоровый образ жизни приобретает причудливые очертания – обезжиренный майонез, безалкогольное пиво, электронные сигареты завоевывают прилавки. Новые формулы объявляются безвредными, производители и ритейлеры нейтрализуют общественное "фи", и товар занимает свое место в новой "здоровой" реальности. Однако привычки остаются – слегка видоизменяются, но своей сути не теряют.
Показательна история электронных сигарет. Они добрались до России около десяти лет назад – сначала ими интересовались курильщики, так как продавцы сулили освобождение от никотиновой зависимости. Позже устройства завоевали молодежную аудиторию. Сейчас "парогенераторы" в руках у каждого третьего подростка. Они их называют девайсами, сам процесс – парением, а себя именуют вейперами (от англ. vaping – процесс курения электронной сигареты).
Мало того сформировалась целая подростковая субкультура "ежиков в тумане". Там и те, кто знал никотиновую зависимость, и те, кто сразу начал затягиваться паром. У них свой сленг, группы в социальных сетях, любимые заведения в городе. В Екатеринбурге, кстати, с десяток магазинов, где можно без проблем купить девайс и жидкости для заправки. В одном из таких, например, подростки любят просто собираться – попарить в компании.
Заходим – дым коромыслом. Точнее, пар. После нескольких лет запрета на курение в помещениях, ощущения возникают странные – сразу и не верится, что такое место существует легально и работает средь бела дня. На диванах сидят подростки – парят. За прилавком – девушка. Прошу рассказать об электронных сигаретах. Та со знанием дела раскладывает передо мной девайсы. К слову, самый дешевый из них стоит около двух тысяч рублей. "Вы хотите бросить курить обычные сигареты?" - спрашивает она. Получив утвердительный ответ, одобрительно кивает: "Это поможет".
Вместе с тем вейперы не скрывают, что новая привычка затягивает не меньше старой: "Паришь так же после еды, например, в компании". О вреде особо не задумываются – производитель сказал почти безвредно, значит, так оно и есть.
Основной компонент жидкости (или "жижки", как говорят вейперы) для электронных сигарет – пропиленгликоль. Это прозрачная вязкая жидкость, известная всему миру как пищевая добавка E1520. Она разрешена в большинстве стран и не считается токсичным веществом. Однако о длительном воздействии ее на организм мало, что известно. "Воздействие пропиленгликоля на организм не изучено с точки зрения отдаленного эффекта. Считается, что это вещество безопасное. Оно разрешено как пищевая добавка, но объемы, которые вдыхают курильщики, внушительные. Меня беспокоят последствия. Вероятно, реакция просто отсрочена – что будет через год, через два, через 5, через 10 лет постоянной ингаляции этого вещества - неизвестно", - отмечает главный врач государственного наркологического реабилитационного центра "Урал без наркотиков" Антон Поддубный.
Парильщики рассказывают, что головокружения и расслабленности, как после никотина, "жижка" не вызывает. "При первой затяжке можете закашляться, а потом нормально пойдет", - учит меня продавец. О том, что аккумуляторы могут взрываться, тоже честно предупреждает. "Такие случаи не редкость. У меня взрывался один раз – пользоваться нужно аккуратнее, правильно вставлять аккумулятор, не перегревать", - говорит девушка, выдыхая очередную порцию пара.
К слову, только в США от электронных папиросок пострадали уже сотни людей. Иногда девайсы взрываются прямо в руках или во рту. Парильщики получают тяжелые ожоги, теряют зубы. Добиваться справедливости приходится в суде.
Оборот электронных сигарет в России законодательно не регулируется. "Самое неприятное то, что эти электронные устройства, по закону, сигаретами не считаются. Они продаются без каких-либо ограничений любому человеку", - сетует Антон Поддубный. Попытку ввести девайсы в рамки закона предпринимали депутаты Госдумы РФ в апреле 2016 года. Тогда в парламент был внесен законопроект "Об особенностях оборота электронных систем доставки никотина". Дальше профильного комитета документ пока не продвинулся. Вместе с тем неясно, попадут ли в поле действия закона девайсы, которые используются для заправки безникотиновых жидкостей. По сути, это одни и те же устройства.
Кстати, "доставлять" в организм электронные сигареты могут все, что угодно. Устройства всеядны и выпаривают любую заправленную в них жидкость. Вместо ароматизированной "жижки" в бачок "папиросы" спокойно можно залить наркотик. "Химическая природа и форма, способ введения современных наркотических веществ меняется. Никто не дает гарантии, что для введения в организм веществ не будут использоваться электронные сигареты. Добавить какое-то психоактивное вещество в эту жидкость не составляет большой сложности", - рассуждает Антон Поддубный, добавляя, что ему такие новаторы пока не встречались.
Нового технологического рывка со стороны наркоторговцев опасается и президент фонда "Город без наркотиков" Андрей Кабанов. "Наркоторговцы могут этим воспользоваться. Мы считаем, что уже пользуются. Статистики пока, к сожалению, нет. Но люди к нам приходят, рассказывают", - сообщил он "Уралинформбюро".
По его словам, фонд вместе с правоохранителями работает над тем, чтобы организовать проверки. "По аналогии, как это делается с автомобилистами, которых ГИБДД может остановить и заставить пройти тест на алкоголь и наркотики", - пояснил Кабанов.
Пока что самый большой вред от "электронок" – выбитые зубы и ожоги. Однако задел большой – от "сюрпризов" пропиленгликоля до нового слова в наркоторговле. "А при родителях парите?" - спрашиваю у пускающих кольца подростков. "Нет, а зачем им знать?" - они явно стушевались, отвечая на вопрос о "почти безвредной" привычке.
Анастасия КОКАРЕВА
Еще в сюжете: Табачка не найдется
- Правительство поддержало рост штрафов за курение в школах в 1,5 раза
- В России готовят запрет на продажу бестабачных смесей с никотином
- Свердловчанам хотят запретить курить в парках и у магазинов
- В России хотят расширить список мест, где запрещено курение
- Минздрав и Роспотребнадзор поддержали штрафы для родителей курящих детей