Сквер Екатеринбурга меняет прописку

Переезжает на Уралмаш.

Не успела в Екатеринбурге забыться история со сквером-у-драмы, в котором "прогрессивная общественность" воспрепятствовала строительству храма святой Екатерины, как в городе вспыхнул новый конфликт. На сей раз катализатором конфликта выступила православная общественность, защищавшая идею строительства храма. Православным не понравился крест на площади Первой Пятилетки (Уралмаш), отрисованный на брусчатке художником Покрасом Лампасом. Творение Арсения Пыженкова "благословили" городские власти в рамках фестиваля "Стенограффия". Но когда отзвучали фанфары и фестиваль закончился, на площадь приехали дорожники и положили на рисунок свежий асфальт.

Любители стрит-арта возмутились, власти извинились, и встал вопрос о реставрации граффити. Лампас пообещал приехать на Урал для "реставрации" 26 августа. Но тут-то – спустя месяц после нанесения "кощунственного" изображения - спохватились православные общественники. По словам директора Музея святости, исповедничества и подвижничества Оксаны Ивановой, рисунок противоречит принципам Шестого вселенского собора – святой символ креста не должен попираться ногами.

Как сообщало "Уралинформбюро", 25 августа православные устроили "хеппининг" на площади Первой Пятилетки, нещадно попирая ногами этот самый крест. К ним приехали организаторы "Стенограффии" с целью мирно урегулировать конфликт. И диалог, в принципе, начал складываться, но… Дьявол не дремлет. Как иначе объяснить появление на площади крепких молодых людей, один из которых пообещал залить площадь кровью "этих индейцев" – уличных художников? Впоследствии православные открестились от громил, а "стенограффисты" заявили, что эти люди представляли некую третью силу, которая попыталась раскачать конфликт.


Пикет на площади Первой Пятилетки. Фото: Илья Будкевич

Бравые парни действовали под видом православных активистов. Неизвестно, чем бы закончилось дело в воскресенье, если бы не появление на площади главы Орджоникидзевского района Романа Кравченко, который пригласил участников противостояния в префектуру обсудить дальнейшую судьбу граффити.

26 августа дискуссия пошла несколько спокойнее. Правда, совсем без маргинальных выступлений не обошлось. Представитель некого общественного движения "Гражданский социализм" Денис Порядин усмотрел в кресте Покраса Лампаса флаг УНА УНСО – запрещенного в России украинского националистического движения, сотрудничавшего с гитлеровцами в годы Великой Отечественной войны.

Эти люди попирают нашу церковь, русский народ, Русскую правду. Это площадь, с которой люди уходили на войну. Сейчас из нас гетто что ли хотят сделать, я не понимаю?! Граффити нам рисуют. Надо провести проверку этого фестиваля, не было ли хищений, и наказать виновных по всей строгости закона!"- "заклеймил" художников общественник.


Денис Порядин

Оксана Ивановна прочла собравшимся длинную и, надо признать, довольно интересную лекцию об истории христианской символики.

Это тот символ, который ценили наши предки, за который погибали. Его носят на груди несколько миллиардов человек на нашей земле. Бросать под ноги тысячам жителей Уралмаша этот символ - кощунство. Также это нарушение большого количества законодательств. Теперь вам понятно, почему мы не можем отступиться. Это означает отказ от веры!" – заявила она.

Иванова напомнила, что Казимир Малевич, наследником традиций которого считает себя Покрас Лампас, не любил церковь. Как тут не вспомнить булгаковского профессора Преображенского, которого хотели расстрелять за ТО, что он не любил пролетариат?! Самого же Покраса активистка "уличила" в том, что он "давно интересуется крестом и занимается его интерпретацией". При этом присутствующим были розданы репродукции одного из творений художника – обнаженной женщины на фоне креста. И обо всем этом, считает директор Музея святости, организаторы "Стенограффии" были прекрасно осведомлены. Свое выступление Иванова завершила выражением готовности встать на колени, лишь бы только ненавистное граффити исчезло с площади.


Оксана Иванова с репродукцией рисунка Покраса Лампаса

Другая православная общественница Ксения Рыжова заявила, что она "за мир и творчество", но предложила не продолжать восстановление работы, потому что православным "больно, обидно и их оскорбляют". Уличные художники пытались заверить своих противников в том, что они всеми силами хотят избежать конфликта, а работа на площади лишь является реализацией принципов русского модернизма 20-х-30-х годов прошлого века.

Неожиданным диссонансом прозвучало выступление представителя православной молодежи Шамиля Зарипова, который высказался в защиту граффити. Он отметил, что перекрестки тропинок в парках, перекрестки городских улиц никому и в голову не приходит считать попираемым крестом. А развитие ситуации, имевшее место во время пикета на площади, и звучавшие в адрес художников угрозы – "это уже не православие, а ваххабизм, попросту сатанизм". По его мнению, супрематический крест совершенно непохож на православный. Однако молодому человеку возразила все та же Оксана Иванова, для которой имеет значение то, что символикой креста наделил рисунок на площади сам автор.


Шамиль Зарипов

В результате часового обсуждения возникло ощущение, что противники граффити намерены слушать только свои аргументы, но никак не позицию противоположной стороны. Даже заверения организаторов фестиваля Анны Клец и Андрея Колокольцева о том, что они готовы при восстановлении рисунка внести в эскиз некие изменения, которые позволят не ассоциировать его с крестом, не очень успокоили Иванову.


Анна Клец и Андрей Колокольцев

Роман Кравченко предложил оставить всё, как есть, предоставив суровому уральскому климату самостоятельно стереть рисунок с лица площади. Представители "Стенограффии" оказались готовы и к такому варианту. Но директор Музея святости на вопрос, устроит ли ее такой вариант, коротко отрезала: "Теперь уже нет".

"Мы выслушали все выступления. Анна, Андрей, обсудите их, и подумайте, что можно сделать", - завершил встречу глава района. Стороны разошлись в задумчивости.


Роман Кравченко

Подводя итоги обсуждения, районный префект выразил готовность в решении судьбы граффити опираться, в первую очередь, на мнения жителей Уралмаша. А по поводу экстремистских высказываний во время вчерашнего пикета экс-полковник полиции Роман Кравченко заявил:

Надеюсь, что горячие головы, которые были вчера, поймут, что придется отвечать перед законом".

Тем не менее, тень сквера-у-драмы продолжает витать над Уралмашем. Власти опасливо озираются: есть подозрения, что в любой стройке или попытке благоустройства на городской территории кто-нибудь из представителей общественности вдруг усмотрит некую запретную символику или обнаружит оскорбление своих религиозных чувств. И тогда – прощайте, выстраданные инвестпроекты. А Дьявол, подзуживающий горожан на этот неприкрытый шантаж, скрывается в тени и потирает свои когтистые лапы.

Дмитрий МИГАЛИН

Актуальное