"Жучок" под капотом поставите?

Спорная идея правительства.

Автомобилистам готовят бонусы за безаварийную езду. Система поощрения за прилежное вождение будет запущена в 2020 году в экспериментальном режиме, заявил вице-премьер РФ Максим Акимов. Бонусы можно будет потратить на погашение штрафов или снизить тариф ОСАГО.

Для реализации благих намерений нужно будет установить онлайн-контроль за водителями с помощью специальных устройств в автомобиле, передающих информацию о его скорости и местоположении.

Директор филиала РЕСО-Гарантия в Екатеринбурге Иван Косьмин рассказал "Уралинформбюро", что автовладельцам предложат установить под капот телематический датчик. Он отправит информацию страховщикам, которые рассчитают индивидуальный тариф ОСАГО для конкретного водителя.

"Если водитель желает оплатить страховку по меньшей цене, то ему придется ездить аккуратней. Чтобы доказать свою аккуратность, нужно поставить оборудование в машину, которое будет учитывать манеру езды", - пояснил Косьмин.

По его словам, подобная система датчиков уже запущена в КАСКО-страховании. GPS/ГЛОНАСС-трекер определяет ДТП-риски водителя, исходя из чего рассчитывается скидка за полис.

Идею поощрения водителей автоэксперты считают неправильной. "Аккуратное вождение - обязанность любого гражданина. По такому принципу можно выплачивать премию всем, кто не украл. Не нарушил – молодец, но ты и не имеешь право нарушать. А если нарушил, то должен нести ответственность", - считает уральский правозащитник Максим Едрышов.

Если полученными баллами водители смогут оплачивать штрафы за нарушение ПДД, это противоречит самому понятию "аккуратный водитель". Когда поощряют за аккуратное вождение, то по идее штрафов вообще не должно быть.

Руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев считает поощрение за счет снижения тарифа ОСАГО всего лишь приятным бонусом, абсолютно не влияющим на уменьшение нарушений на дорогах. По его мнению, намного больше дисциплинируют камеры фото- и видеофиксации.


Фото: Сергей Канаев, Facebook

За первые девять месяцев 2019 года российские автолюбители получили свыше 104 миллионов штрафов за нарушение правил дорожного движения. Основное количество нарушений ПДД было выявлено с помощью камер.

Еще одна причина, по которой предложенная система может забуксовать – система оформления штрафов, ориентированная на владельца автомобиль, а не на фактического водителя за рулем. По мнению председателя Комитета по защите прав автомобилистов в Екатеринбурге Кирилла Форманчука, сегодня вычислить законопослушного автомобилиста невозможно – в некоторых случаях им будет считаться владелец автомобиля, у которого даже нет прав на вождение.

Как отмечает Форманчук, конкретного пути снижения ДТП нет. Так, к примеру, в 2013 году Госдума предлагала ввести налоговые льготы для аккуратных водителей. А в 2015-м таковых хотели поощрять бесплатным техосмотром. По его мнению, для начала нужно активно заняться профилактикой, но с постоянным сокращением количества сотрудников ГИБДД это сделать проблематично.


Фото: Кирилл Форманчук, Facebook

"Хорошим подспорьем профилактическим действиям может стать ужесточение штрафов. Но и здесь есть важный нюанс – это изменение должно сопровождаться ужесточением ответственности сотрудников ГИБДД за штрафование. И пока данная система не выстроится, пытаться вводить новую бесполезно", - считает Форманчук.

Сами автолюбители спокойно относятся к возможным изменениям. По мнению руководителя челябинского Клуба автомобилистов Александра Нестратова, уповать на массовый спрос предлагаемой системы не стоит.

"Очень многие люди почему-то воспринимают телематику как тотальную слежку и боятся ее. Согласятся те, кто готов экспериментировать и кому особо скрывать нечего. Но таких людей мало. Если говорить о поощрениях, то нужно подумать, для чего это нужно водителю и что заинтересует большинство", - считает он.

Анна НАСЕКИНА

Актуальное