Автобус для нового мэра

Как символ старой проблемы Екатеринбурга.

Каждый мэр Екатеринбурга по традиции обязан хоть раз в год проехать с журналистами на трамвае или автобусе, чтобы доказать свою озабоченность проблемой общественного транспорта. Некоторые из градоначальников даже начинали свою деятельность со слома сетки движения, но ни к чему хорошему это в итоге не привело.

В городе новый глава – Алексей Орлов, до его инаугурации в Екатеринбурге появилось полсотни новых автобусов, но в массе своей подвижной состав остался в прежнем убитом состоянии, особенно трамвайно-троллейбусные депо.

Несбалансированная схема

Прежняя "транспортная" логика мэрии – значительная часть горожан должна передвигаться, в основном между домом и работой, по муниципальным магистральным маршрутам. Это – автобусы, троллейбусы и трамваи, соединяющие районы города с центром и между собой. Там должны быть задействованы провозные емкости большой вместимости с 15-минутным интервалом.

"Речь идет именно о больших муниципальных маршрутах, – поясняет депутат гордумы Дмитрий Сергин. – А задача маленьких "маршруток" – подвозить людей из совсем отдаленных районов, вроде Медного или Мичуринского, к узловым станциям, где они пересаживаются на магистральный транспорт".

Итак, какие маршруты администрация Екатеринбурга назвала магистральными в ответ на запрос "Уралинформбюро":

  • автобусы 18, 21, 24, 25, 27, 28, 50, 54, 57, 57а, 61;
  • трамваи 1, 2, 6, 7, 8, 13, 14, 15, 18, 26, 27;
  • троллейбусы 1, 3, 5, 6, 7, 9, 11, 15, 20.

Даже беглого взгляда хватит, чтобы увидеть серьезную несбалансированность. Из спальных районов хорошо обеспечены разными видами транспорта лишь ВИЗ, УПИ, ЖБИ, отчасти Юго-Запад. У других все гораздо хуже. Об Уралмаше и Эльмаше принято вообще молчать, ведь там есть метро к центру города (как и у Ботаники).

Но при этом "за кадром" остается, что это самые большие по площади районы Екатеринбурга, и далеко не для всех тамошних жителей подземка в шаговой доступности. Автобусов оттуда нет совсем, есть несколько трамваев и троллейбусов.

Но это еще терпимо по сравнению с микрорайонами, в которых магистральный транспорт отсутствует напрочь - Солнечный, Компрессорный, Кольцово.

"Самих по себе маршрутов, возможно, и хватает, однако часто на них не поддерживается частота движения, необходимая для того, чтобы эти маршруты были востребованными у пассажиров", – отмечает урбанист Владимир Злоказов.

Гуляющий норматив

"Для города Екатеринбурга затраты времени на передвижение от мест проживания до мест работы для 90% не должны превышать 42 минуты", – заявляют в мэрии Екатеринбурга.

Корреспондент "Уралинформбюро" решил проверить, насколько соблюдается этот норматив с помощью робота на карте 2ГИС в интернете. Начнем с Академического: ставим точку отбытия в самом центре района, прибытия – к мэрии на площади 1905 года. Самые быстрые варианты едва укладываются в норматив – на частных (!) "маршрутках" 012, 014 и 019 мы доберемся за 40-45 минут. Два магистральных маршрута 54 и 50 идут лишь пятым и седьмым вариантом по скорости – на них ехать 50-55 минут. Совсем не укладываемся!

"Проблема в том, что 50 и 54 маршруты не везут пассажиров в центр напрямую, а 012 и 019 везут, – подсказывает Владимир Злоказов. – Уже много лет жители Академического пытаются добиться прямого маршрута в центр, на котором были бы задействованы большие автобусы, но пока безрезультатно".

С Химмашем еще хуже. Лучший вариант доехать с улицы Грибоедова до площади 1905 года без пересадок – частный 19-й маршрут, который "домчит" за 50 минут. Магистральные 1 и 6 троллейбусы, по данным сервиса, худший выбор для поездки – вы сумеете доехать лишь до Музкомедии, и, с учетом пешей прогулки к площади, дорога займет полтора часа! А что говорить о жителях Солнечного и Светлого, где уже живут тысячи горожан, а магистральных маршрутов для них нет до сих пор?

Аргумент "сами купили квартиру на отшибе" использовать не надо! Ни одна новостройка (а уж тем более микрорайон) не может появиться без согласования в администрации города, задача которой – обеспечивать комфортную транспортную инфраструктуру для всех горожан, вне зависимости от того, в каком районе они живут.

Тяжелый маршрут

"Все исследования маршрутной схемы Екатеринбурга, в том числе и от международных организаций, говорят, что нам нужно избавляться от маловместимого транспорта, – утверждает Дмитрий Сергин. – У нас сейчас серьезными темпами идет обновление колесного транспорта, основной упор делается на транспорт большой вместимости".

Его слова подтверждают цифры мэрии. В 2020 году закуплено 57 автобусов "НЕФАЗ", которые вышли на маршруты 21, 25 и 50. В 2021 году планируется купить еще 60 – для маршрутов 18, 24, 28 и 61.

"Есть перекосы в том, как используется подвижной состав: часто транспорт большой вместимости ставят на маршруты с низкой частотой движения, к тому же они идут по неоптимальным для большей части пассажиров траекториям. Отсюда возникает впечатление, что троллейбусы и трамваи пустые, а маленькие коммерческие автобусы – полные. Это не свойство трамваев и троллейбусов, а результат того, как они используются. Исправить эту ситуацию должна была еще в 2017 году реформа маршрутной сети, но, к сожалению, она так и не была реализована", – напоминает Злоказов.

Транспортная схема Екатеринбурга все дальше от реальности жизни большого города. Потому выбор горожан и беспристрастного робота демонстрируют, что значительная часть магистральных маршрутов в Екатеринбурге не востребована. Люди предпочитают маленькие "маршрутки", которые для этого не предназначены. Но так ездить до бесконечности нельзя. Не правда ли, мэр Орлов?

Олег ЕСАУЛКОВ

Актуальное