Как выборы убили техосмотр

Популизм на дорогах.

Реформа техосмотра автомобилей – больная тема для российских властей. Много лет ее безуспешно пытаются провести, отменяя и замораживая на разных этапах. В июне 2021 года произошло то, что убило перспективы реформы окончательно – техосмотр "отвязали" от полиса ОСАГО.

Теперь при оформлении страховки не требуется проходить ТО. Ни как раньше, когда за 800 рублей автомобиль пару минут визуально оценивал механик. Ни обещанный полноценный техосмотр, с современным оборудованием, камерами и прочими нововведениями. Автовладелец просто идет в страховую компанию, где, в соответствии с тарифом, покупает полис ОСАГО.

И это в стране, где автомобили ездят по 10, 20, а то и 30 лет, меняя хозяев на вторичном рынке. "Средний возраст легкового автомобиля в России 15 лет, а у автобусов и грузовиков – под 30 лет, – подчеркивает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. – Конечно, о нормальном техническом состоянии таких машин речи не идет. Поэтому контроль здесь нужен. Отсутствие техосмотра – это атрибут стран Африки, отдельных государств Азии и, до недавнего времени, Украины, которая, под давлением европейцев, возвращает техосмотр".

А как же с реализацией в России Стратегии безопасности дорожного движения, согласно которой к 2030 году на дорогах должна быть смертность, близкая к нулевой? Техническое состояние автомобилей редко оформляется причиной ДТП, но это статистическая хитрость – ГИБДД проводит анализ состояния автомобилей в исключительных и резонансных случаях.

Чтобы подчеркнуть важность техосмотра, достаточно вспомнить недавнее ДТП в городе Лесной, где под колесами автобуса погибли семь человек. Одна из версий аварии – отказ тормозов. А как же следили за техническим состоянием рейсового автобуса, который должны досматривать ежедневно?


Фото: пресс-служба СУ СКР по Свердловской области

Возможно, власти своим решением пошли навстречу операторам техосмотра, которые из-за реформы оказывались в крайне затруднительном положении. Де-факто она уже совершена – новые правила заработали с 1 марта нынешнего года. Все компании должны иметь современное диагностическое оборудование, установить специальные камеры слежения.

"Пункты техосмотра по стране не появятся, как грибы после дождя. Только для закупки оборудования по нынешним правилам нужно несколько месяцев и порядка 10 миллионов рублей", – обозначал проблему в разговоре с "Уралинформбюро" Антон Шапарин.

В итоге компании, которые инвестировали средства в перемены, оказались в убытке. Без привязки техосмотра к ОСАГО потока клиентов не дождешься.

"Изменения действительно назрели и были нужны, – заявила вице-председатель Союза операторов технического осмотра Татьяна Бурдюгова. – Операторы технического осмотра давно ждали эту реформу, ее основная цель – уничтожение серого сегмента рынка, занимающегося продажей диагностических карт".

Тупик, в который заходила реформа техосмотра, стремительно приближался, как и выборы в Госдуму. Очередная заморозка или отмена реформы могли привести к снижению доверия электората к правящей партии, поэтому решили максимально хитро – не отменили реформу, а сделали техосмотр максимально бессмысленным. Пока вся страна обсуждает обязательную вакцинацию и срывающиеся отпуска, кто будет думать о ТО?

Олег ЕСАУЛКОВ