Большому району рядом с Солнечным – быть или не быть?

Проект вызвал серьезные вопросы.

На южной окраине Екатеринбурга до 2035 года может вырасти новый микрорайон с населением свыше 64 тысяч жителей, развитой социальной инфраструктурой и рекреационной зоной на берегу реки Шиловки. Проект комплексного развития "целины" 18 августа был представлен на заседании архитектурно-градостроительного совета города, сообщает "Уралинформбюро".

Микрорайон построят на площади в 145 гектаров в границах улицы Лучистой, Полевского тракта, Екатеринбургской кольцевой автодороги и русла реки Шиловки, недалеко от микрорайона Солнечный.

Заказчик проекта - компания "Реконструкция", которой власти Екатеринбурга поручили разработать проект планировки и межевания обозначенной территории в октябре прошлого года. Фирма через учредителя (предприниматель Роман Юсупов) связана с ООО "Стражи Урала".


Новый район планируется построить на месте пустыря. На заднем плане - Солнечный. Фото: "Яндекс. Панорамы"

В южной части участка, на котором планируется построить жилье, расположены коммунально-складские помещения и сады. При застройке их сносить не будут, заверила в ходе презентации главный градостроитель проекта Оксана Симакова.

В основу планировки района легло несколько основополагающих принципов, в том числе многофункциональность (все жилые и социальные объекты находятся друг от друга в шаговой доступности), сомасштабность среды человеку, связность и безопасность перемещений (сеть улиц и дорог с разделением транспортных и пешеходных потоков), разграничение приватного и публичного пространств, обязательное озеленение.

В частности, предполагается обустроить на берегу Шиловки набережную с парками и скверами, перекинуть через реку несколько пешеходных мостов, продумать систему "дворов без машин". Транспортную связь района с соседними территориями обеспечат автобусы, маршрутные такси, трамвайная линия на улице Лучистой и городская электричка, которая будет пущена параллельно ЕКАД.


Синим обозначена территория проектируемого микрорайона


Схема планировки района

Планировочная площадка находится в двух подзонах приаэродромной территории аэропорта Кольцово: третьей и седьмой. Это накладывает ограничения на высотность зданий. Поэтому жилая застройка в проектируемом микрорайоне будет в основном среднеэтажной (9-10 этажей), а высотные здания будут играть роль "акцентов" и "доминант".

Общая площадь жилого фонда к моменту завершения строительства (2035 год) должна составить 1,93 миллиона квадратных метров.

Концептуальным ядром района станет развитая "общественная" зона. В ней разместятся 11 детских садов общей вместимостью 3,5 тысячи мест, 6 общеобразовательных школ (суммарно на 7,8 тысяч мест), школа искусств, больница с поликлиникой, спорткомплекс, торгово-развлекательный центр и три надземных многоуровневых паркинга в общей сложности на 1,4 тысячи мест.


Схема размещения детских садов

Мнения членов градсовета по поводу увиденного разделились. Так, главный архитектор Екатеринбурга Андрей Молоков счел концепцию будущего микрорайона "скучной и неинтересной", дислокацию общественных центров "случайной и бессистемной", а принцип квартальной многоэтажной застройки, на который сделали ставку разработчики - "не тем, к чему нужно стремиться".


Расположение школ

Вице-мэр Екатеринбурга Рустам Галямов (по совместительству зампредседателя градсовета) предложил проектировщикам пересчитать нормативы по социальным объектам, сославшись на опыт соседних Академического и Солнечного, где рождаемость "зашкаливает".

Председатель городского комитета благоустройства Тамара Благодаткова раскритиковала предложенную модель дорожно-транспортной сети и посоветовала продумать более детально сеть паркингов в кварталах.

А у руководителя архитектурного бюро Archinform Тимура Абудллаева возникли вопросы к обеспеченности района общественным транспортом. Согласно расчетам проектировщиков, из 64,3 тысячи жителей трудоустроить "внутри района" получится только 5 тысяч человек, остальным придется ездить на работу в другие районы.


Схема движения общественного транспорта

Соответственно, необходимо просчитать точное количество ежедневных автобусных рейсов, необходимых для такого трансферта. В идеале следует также провести трамвайную линию вглубь проектируемой территории, чтобы жителям не пришлось через весь район добираться до трамвайной остановки в Солнечном.

В целом же, по мнению членов градсовета, шансы на реализацию у концепции есть, и ее можно принять за основу для дальнейшей работы. "Это далеко не последнее рассмотрение данной территории", - заверил, подводя итоги дискуссии, вице-мэр Екатеринбурга Рустам Галямов.

В кулуарах заседания один из членов градсовета, профессор УрГАХУ Леонид Десятов, изложил "Уралинформбюро" свое видение ключевых изъянов концепции застройки данной территории.

"Рекреационная зона вдоль поймы реки в проекте является основой организации зеленого каркаса района, но улично-дорожная сеть имеет неудобные пересечения с этой территорией, - пояснил эксперт. - Это потребует строительства 5-6 мостов в местах пересечений с улицами. Необходимо учесть естественный ландшафтный ресурс территории при проектировании улично-дорожной и пешеходной сети с учетом продолжения рекреационной зоны в пойму реки Патрушиха. Проект нужно дорабатывать с учетом этих пожеланий".

Ранее сообщалось, что в обозримом будущем планируется реализовать на территории между улицей Лучистой, Полевским трактом и ЕКАД новый район (его называют "вторым Академическим"), в котором будут жить более 290 тысяч человек. Соответствующее соглашение между правительством Свердловской области, компанией "Ренова" и группой компаний "КОРТРОС" было подписано в июне текущего года на полях Петербургского экономического форума.

Евгений СУСОРОВ

Визуализации: авторы проекта

Актуальное