Сотни машин на "высотный" квартал. Пробки - в подарок

Почему новостройки Екатеринбурга сидят в "блокаде".

Комфорт жизни в новостройках складывается из множества факторов. Чтобы иметь о них представление, достаточно заглянуть в рекламные проспекты девелоперов. Покупателей заманивают светлыми просторными квартирами, теплыми остекленными лоджиями, подземными паркингами, причудливо озелененными дворами, велодорожками и пешеходными бульварами, соцобъектами в шаговой доступности. Чего же в этом красивом списке не хватает? Правильно: удобных внутриквартальных проездов, без которых даже самый элитный дом рано или поздно превратится в отрезанный от внешнего мира анклав.

Хроника дорожных войн

За примерами в Екатеринбурге далеко ходить не нужно. Так, в середине августа громкий дорожный скандал вспыхнул вокруг жилкомплексов "Суходольский квартал" и "Меридиан" на Широкой Речке. На улицу Суходольскую от этих новостроек ведет единственный относительно "цивилизованный" проезд. Как выяснилось, он проложен по территории возводимого торгового центра. И когда хозяин участка перекопал дорогу ради строительства теплосети, жильцы двух ЖК оказались в транспортной блокаде.

Как рассказали "Уралинформбюро" обитатели "Суходольского", застройщик (компания "Брусника") взял этот участок в аренду у городских властей на первом этапе строительства, соорудив на нем технический проезд к стройплощадке. При сдаче объекта покупателям указывали, что это и будет проезд к домам со стороны Суходольской. Однако после завершения работ землю пришлось вернуть, а мэрия участок продала. С началом скандала дорогу сугубо формально "открыли", но легче от этого не стало.

"Дорога по-прежнему раскурочена, вместо асфальта щебень, ямы, по ней невозможно ездить, - рассказали жильцы корреспонденту "Уралинформбюро". - Мы опасаемся, что собственник в любой момент может опять перегородить проезд — его же земля! Кстати, часть улицы Суходольской также находится в собственности этого юридического лица. Получается, и там есть право шлагбаум поставить, и объявить проезд по участку платным. В мэрии нам обещают, что в следующем году, и то "возможно", до нашего дома дойдет улица Евгения Савкова".

Для "Брусники", которая "потому что "Брусника", зреет еще одна "горячая точка" - строящийся в Вокзальном районе жилой комплекс "На Некрасова" (квартал улиц Героев России – Беринга – Челюскинцев - Гражданской). Как ранее сообщало наше агентство, там планируется возвести четыре жилых высотки переменной этажности (от 9 до 25 этажей) и новую улицу Беринга - для связки улиц Челюскинцев и Стрелочников. Однако срок сдачи этой улицы — 2030 год, а жилкомплекс планируется сдать в 2025 году. Жить в нем, согласно проекту, будет около 2 тысяч человек — количество машин в квартале увеличится в разы. И вся нагрузка ляжет на не предназначенную для такого "космического" трафика улицу Печерскую.


Эскиз строящегося "Квартала на Некрасова". Визуализация: сайт проекта

"Проблема, я думаю, в сфере транспортной емкости территории. На сегодняшний день при застройке нередко не оценивают пропускную способность улиц. Условно говоря, многоэтажки поставили, но не продумали, смогут ли магистральные улицы и улицы местного значения принять такой поток? – рассуждает доцент кафедры городского строительства Института строительства и архитектуры УрФУ Евгений Пенцев. - Во многих странах сначала создается транспортная инфраструктура, а потом уже идет строительство жилья, либо эти процессы идут параллельно. А у нас, к сожалению, сначала строят жилье, а потом создают инфраструктуру. Вот эту тенденцию надо переломить. Оценивать в первую голову транспортную емкость территории. Если ее не хватает — проводить мероприятия по реконструкции улично-дорожной сети, где уже есть внутриквартальный проезд — повышать его категорию и расширять улицу".

Жильцам "Цветного бульвара" (застройщик — Группа ЛСР) в микрорайоне Пионерском никто проездов не перекрывал и не перекапывал, но они все равно жалуются на ежедневные пробки при выезде из дворов на магистральную УДС. Все потому, что высоток в "Цветном", втиснутом на узенький пятачок в границах улиц Данилы Зверева – Сулимова - Советской — шесть (плюс еще два дома "в работе"), а выездов на внешние магистрали всего два: на Сулимова и на Советскую.

Планировалось обустроить еще один проезд — на улицу Данилы Зверева, но на пути той идеи встали стеной жильцы соседней пятиэтажки. Дело в том, что "дорогу жизни" застройщик хотел пробить по участку, принадлежащему им. При таком раскладе они могут оказаться навсегда запертыми в своем дворе потоком машин из новостроек.

"Формально УДС и все проезды сегодня проектируют по нормам, но плотность застройки при этом все время завышают, и поэтому людей и машин в квартале оказывается в результате больше, чем должно. К примеру, если нормативная плотность по району порядка 12 тысяч квадратных метров на гектар, то у нас совершенно спокойно сегодня проектируют комплексы с плотностью 20 тысяч. Происходит это по одной очень простой причине: нормативная плотность рассчитывается в лучшем случае на территорию микрорайона. Получается, нормативная плотность, как "средняя температура по больнице", в границах района нормальная, а на отдельных участках - повышенная, - подчеркивает главный градостроитель института "УралНИИпроект", член градсовета Екатеринбурга Григорий Мазаев. - Оптимальный выход из этой проблемы — застраивать каждый участок по прописанной для него нормативной плотности. Тогда и участки, и состоящая из них территория будут "нормативны". Когда мы разрабатывали муниципальные нормы города Екатеринбурга, мы так и планировали, просчитывать плотность для каждого "уровня": город, район, микрорайон, земельный участок. Но городская администрация почему-то не захотела такие дифференцированные нормативы".

Просторы только в названии

Кричащий пример легкомысленного отношения застройщика к внутриквартальной транспортной инфраструктуре — ЖК "Просторы" на Уктусе, за возведение которого отвечает компания "Атомстройкомплекс". "Просторы" рассчитаны на проживание более 4 тысяч человек. При нынешнем уровне автомобилизации можно смело прогнозировать несколько тысяч личных авто в квартале, которые требуют въезда-выезда.

А с этим на "атомном" объекте полный швах. Подъезд, который ведет к комплексу, органы ГИБДД признали ненормативным, на улицу Просторную с территории ЖК можно выехать только по "бутылочному горлышку" улицы Павлодарской, на Кольцовский тракт – по "загогулине" дублеров и развязок протяженностью почти километр. Из-за этого на территории "Просторов" случаются ДТП, а между пешеходами и водителями то и дело вспыхивают конфликты.

Судя по всему, застройщики не делают никаких выводов из своих былых ошибок при проектировании новых жилкомплексов. Так, в квартале улиц Гагарина – Академической –Ботанической - Мира (Втузгородок), где "АСК" собирается возвести ЖК Discovery residence (три "свечки" высотой 26 и 31 этажей), имеется всего три узеньких выезда на Гагарина, оставшихся в наследство от бывших "хозяев" - ветхих двухэтажек, снесенных ради реализации "атомного" проекта.

"Развалюхам" этих проездов вполне хватало, что неудивительно: на каждый двухэтажный барак по советским нормативам приходилось всего 8 квартир. А в Discovery residence квартир будет свыше 400, и практически к каждой наверняка будет "прилагаться" автомобиль - почти полтысячи "железных коней" на крохотный квартал!


Эскизный проект ЖК "Discovery residence". Визуализация: сайт компании "Атомстройкомплекс"

"Понятно, что застройщик из каждого квадратного места территории хочет выжать как можно больше "квадратов" жилья. Соответственно, каждый участок нужно ставить в какие-то рамки, и рамки эти должна задавать городская администрация, - уверен директор проектной компании "Алеф", архитектор Андрей Узких. - По моему представлению, подробный анализ магистралей и дорожных сетей рядом со строящимися объектами, анализ проблем, которые в связи со стройкой на этой УДС могут возникнуть, сегодня практически никто не делает. Или делает, но в неправильном "ключе". Например, строятся два квартала друг напротив друга, один заказчик представляет расчет, что он свой квартал построил, у него все прекрасно, загруженность нормальная — но при расчете не учел, что напротив строится другой квартал. А заказчик второго квартала тоже представил расчет, что у него все нормально. Администрация эти районы приняла по отдельности. А вместе они стали камнем преткновения для транспортных потоков".

Покуда власти не урезонили аппетиты застройщиков и не надоумили их к цивилизованности, покупателям надо самим отделять рекламу от реальности. Пришли на объект "Брусники", "Атома", ЛСР – не поленитесь походить вокруг, чтобы представить, как вы будете не только жить в новостройке, но и выезжать из нее по своим делам. Девелопер за вас думать не будет!

Евгений СУСОРОВ