"Малышевский" гидромолот крушит сады Шарташа

Вибрацией и децибелами.

Строительство жилого комплекса "Парк Каменные палатки" на улице Высоцкого в Екатеринбурге продолжает приносить беды садоводам Шарташа. На днях члены СНТ имени Мичурина пожаловались "Уралинформбюро" на постоянный шум и вибрацию от строительных гидромолотов, из-за которых ближайшие к стройке садовые дома начали разрушаться.

Скалу рубят — плитки летят

Территорию садового товарищества отделяет от стройплощадки третьей очереди "Палаток" всего 26 метров. Между строительным и садовым заборами — неблагоустроенная грунтовка, уходящая в сторону залесенного пустыря. Воздух над грунтовкой сотрясает неумолкающий грохот тяжелой техники: несколько бульдозеров, в прямом смысле слова окопавшихся в строительном котловане, ожесточенно долбят скальную породу. Котлован наполовину залит водой: то ли после недавнего ливня, то ли грунтовые воды прорвались на поверхность.

"Подземные воды здесь действительно залегают, об этом предупреждали экологи на общественных слушаниях по проекту в январе 2017 года, - подтверждает журналистскую версию садовод Ирина Ш.- Да и скальная порода на этом участке очень мощная".

По ее словам, работы на участке начались зимой 2021 года, тогда же стартовала "битва со скалой", которая продолжается до сих пор. А такие работы, как известно, "втихую" не проведешь, тем более, если на площадке трудится одновременно пять гидромолотов, причем один из них очень мощный.

"У нас началось сотрясение зданий, в домике сторожа даже печка разрушилась, у меня в доме все прыгало", - вспоминает собеседница агентства.


Выдержка из акта экспертизы разрушений, причиненных "гидроударом" одному из садовых домов

Садоводы обратились в независимую экспертную лабораторию, которая произвела замеры в двухэтажном доме Ирины, и пришли в ужас: уровень шума от работы гидромолотов в помещениях серьезно превышал предельно допустимые нормы. Так, в рабочем кабинете хозяйки приборы зафиксировали аж 77 децибел, хотя по требованиям Роспотребнадзора этот показатель в квартирах не должен превышать 55 дБ, а на прилегающей к дому территории — 70-72 дБ (акт экспертизы есть в распоряжении редакции).


Вся эта плитка до "землетрясения" украшала верхнюю террасу дома

От вибрации дом Ирины начал разрушаться: на террасе второго этажа отлетела недавно постеленная плитка, в бетонной стяжке появились трещины, через них на первый этаж начала просачиваться дождевая вода.

Молчание - золото?

Возмущенная хозяйка написала заявление в полицию, облпрокуратуру и Департамент госжилстройнадзора. Тот организовал проверку стройплощадки и — кто бы сомневался? - обнаружил серьезные нарушения "требований проектной документации к организации строительного производства, в том числе в части осуществления шумных строительных работ и требований к строительным машинам и механизмам". Заказчику и подрядчику работ (компании "Строительно-монтажное предприятие "ГорРемСтрой", "УралТехноСервис" и "Строительная компания Строй") выданы предписания на устранение.

С того момента прошло ровно полгода. "Воз" не просто "и ныне там" - он изрядно вырос в размерах. Так, если в конце марта проектная документация (согласно письму Департамента Госжилстройнадзора) разрешала застройщику запускать на площадку одновременно всего 6 единиц тяжелой техники, включая 2 экскаватора с гидромолотами, 2 бульдозера и 2 автосамосвала, то теперь разрешенный "автопарк" волшебным образом вырос до 9 машин. Садоводы подозревают, что проектная документация была подкорректирована задним числом.


Судя по снимку, машин с гидромолотами на площадке явно больше двух...

Реакция самих строителей на скандал была более чем странной: по словам Ирины Ш., сначала они изъявили готовность помочь в починке дома, составили техзадание и смету работ… после чего по-простому предложили хозяйке подписать некое "гарантийное письмо" (имеется в распоряжении редакции).

Документ весьма любопытный: в нем собственнику пострадавшего дома настоятельно рекомендуется отказаться от претензий и заявлений в контрольно-надзорные органы. Обозначен в письме и "интересант" - ООО "Активстройгрупп", застройщик "Каменных палаток" и по совместительству дочерняя структура ООО "Гринвич" - крупной девелоперской компании, учрежденной предпринимателями Игорем Заводовским и Константином Погребинским и входящей в холдинг "Общество Малышева 73".

К письму прилагается еще более таинственная бумага: расписка (правда, не заполненная) в получении некоей суммы денег. За что хозяйка пострадавшего дома должна получить деньги, в расписке не сообщается.


Этому дому не повезло: он стоит ближе всех к "малышевской" стройке...

Члены СНТ подготовили коллективное обращение на имя главы Екатеринбурга Алексея Орлова. Ранее аналогичную петицию они направили в адрес президента РФ Владимира Путина. Как писало "Уралинформбюро", члены СНТ просили остановить строительство третьей очереди "Палаток", опасаясь, что строящиеся высотки перекроют инсоляцию на участках и погубят урожай на грядках, а плохо продуманная в проекте внутриквартальная УДС создаст транспортные проблемы для всего микрорайона.

Надзор умывает руки. Пора обращаться в суд?

Просить защиты у руководителей государства — традиция, как известно, древняя. Но государство — это не только всесильные чиновники, но и четкие законы и нормативы. Регламентируют ли они использование гидромолотов на стройках, расположенных в опасной близости от жилья? С этим вопросом "Уралинформбюро" обратилось в управление Роспотребнадзора по Свердловской области.


Садоводы боятся, что строящиеся высотки закроют участки от солнца и погубят урожай

"Строительные объекты не наша компетенция, мы не проверяем стройплощадки. Ограничения шума и вибрации, за которыми следит Роспотребнадзор, касаются источников постоянного шума. Допустим, в жилом доме магазин, а там холодильники шумят, или на первом этаже обустроили ночной клуб. А стройки контролирует Госжилстройнадзор", - пояснили в пресс-службе управления.

"Нигде, ни в СанПиНе, ни в СНиПах, не регламентировано использование гидромолотов, регламентирован только уровень шума", - сообщили в пресс-службе Департамента Госжилстройнадзора по Свердловской области.

Куда больше полезной информации в этом смысле дает СанПиН 2.2.3.1384-03 "Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ", утвержденный еще в 2003 году.

Документ, в частности, предписывает при организации строительного процесса заботиться о снижении риска нарушения здоровья населения, проживающего в "зоне влияния строительных работ". Отдельный раздел посвящен эксплуатации шумных и создающих вибрацию механизмов. Так, операторы таких машин должны следить, чтобы уровень шума и вибрации не превышал "допустимых величин, указанных в санитарных нормах".

На территории жилой застройки "потолок шума", как уже было сказано, составляет 55 децибел (в ночное время — 45). Зоны с уровнем звука свыше 80 децибел должны обозначаться особыми "знаками опасности". Для уменьшения уровня вибрации следует использовать средства виброизоляции и вибропоглощения — например, сплошное ограждение стройплощадки глухим забором. Судя по снимкам "Уралинформбюро", на котловане "Каменных палаток", примыкающем к садам, этот пункт явно проигнорирован.

"У застройщика вся разрешительная документация и проект в порядке, - прокомментировали ситуацию на стройке "Каменных палаток" в областном Госжилстройнадзоре. - По проекту на площадке должно работать 9 единиц техники, они так и работают. Но там действительно шумно, потому что скала. И эту стройку никак не остановить. Возможно, садоводам стоит пойти в аккредитованную организацию (как мы знаем, они это уже сделали. — Прим.ред.), замерить уровень шума, обратиться с претензией к застройщику. А если он не реагирует, решить проблему в судебном порядке".

Правило двойных стандартов у Заводовского-Погребинского на сознательном уровне. На противоположном берегу Шарташа располагаются их коттеджи. Так вот примыкающий к ним гектар прибрежной территории, используемый девелоперами, долгие годы незаконно огорожен железобетонным забором. И даже суд, вынесший решение о сносе забора, им не указ.

Евгений СУСОРОВ

Актуальное