"Стрелялками" заполним школу!

Размышления о киберспорте.

С подачи Российского движения школьников (РДШ) несовершеннолетние официально включаются в компьютерные турниры. Недавно лицеисты из Чебоксар, победившие в киберспортивной лиге, в качестве трофея получили 400 тысяч рублей. Трендовое направление поддерживается за счет Фонда президентских грантов.

Лига в законе

РДШ позиционирует появление Школьной киберлиги как долгожданное событие. В 2020 году с инициативой ее создания к президенту России Владимиру Путину обратился старшеклассник Алексей Микушин, после чего пришкольные соревнования были легализованы.

На сегодня, по данным общего сервера лиги РДШ, количество заявленных участников превысило 24 тысячи.

В пресс-службе Минпросвещения РФ сообщили "Уралинформбюро", что всестороннее развитие ребенка - приоритет работы ведомства, в связи с этим поддержку получают проекты, направленные на воспитание и личностное развитие детей, включая инициативы, которые были бы интересны самим школьникам, в том числе киберспорт. Однако в министерстве не стали раскрывать информацию об объемах финансирования новеллы.

Примечательно, что не ответили на этот вопрос и в департаменте образования Москвы, где учебные центры одними из первых в России начали реализовывать занятия по кибердисциплинам.


Фото: kibershkola.mskobr.ru

Крупнейшей точкой притяжения юных киберспортсменов считается столичная "КиберШкола", где принимают воспитанников, начиная с пятого класса. Образовательный процесс, как отметили собеседники, соответствует Единым санитарно-эпидемиологическим требованиям с продолжительностью тренинга не более 35 минут. Преподавателями являются выпускники кафедры компьютерного спорта Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма; мастер-классы проводят киберспортсмены и эксперты по компьютерной безопасности.

В регионах детский киберспорт зачастую внедряется на площадках, в распоряжении которых есть доступ к мощным серверам, а сами занятия проводятся на компьютерах с суперсовременным "железом". Чаще всего такими базами становятся IT-кубы.

"В рамках внеурочной деятельности по инициативе общеобразовательных организаций проводятся соревнования по киберспортивным дисциплинам. В 2021 году на базе IT-куба в Солнечном в соревнованиях приняли участие 11 школ. Планируется проведение городских соревнований среди школьников в категориях Dota 2, Hearthstone, Clash Royale, электронные шахматы, FIFA", – говорится в ответе депобраза администрации Екатеринбурга на запрос "Уралинформбюро". При этом чиновники не назвали сумму трат на развитие виртуального спорта.

Для понимания – куратором двух IT-кубов в Екатеринбурге и одного в Верхней Пышме является ГАНОУ "Дворец молодежи". Судя по данным из открытых источников, закупки на приобретение соответствующего оборудования проводятся с завидной регулярностью, суммы затрат – в сотни тысяч рублей.

Исходя из методических рекомендаций Минпросвещения, изначально предполагалось, что в этих технопарках детей будут обучать робототехнике, программированию и кибергигиене. Непосредственно о киберспорте в образовательной программе, утвержденной на федеральном уровне, речи не идет. Тогда откуда взялась идея введения тренингов по компьютерным играм?

"Мы мониторили учащихся, чтобы понять, чем им бы хотелось заниматься, где реализоваться в будущем. Стало понятно, что больше всего у старшеклассников Чкаловского района популярна игра Counter-Strike. Среди участников – 9-11 классы, так как игра, как вы понимаете, не мирного формата. В целом отмечу, что игра формирует аналитический склад ума, учит выстраивать стратегию, взаимодействовать в команде, просчитывать свои ходы и ходы противника", – рассказала педагог-организатор IT-куба в Солнечном Екатерина Атаниязова.


Фото: IT-Куб. Солнечный

В экспертном сообществе подчеркивают, что ребенку из провинции сейчас практически невозможно попасть в школьную киберлигу.

"Талантливые дети есть и в сельской школе, просто реализовать талант сложнее. Я два года проработал на селе, и могу сказать, что необходимо оснастить школы в провинции, как и в городах, а потом, когда будет хороший постоянный интернет и техника, можно подумать о введении факультативов по киберспорту и проведении соревнований", – считает учитель истории и обществознания Виктор Якушев.

Реалии виртуального мира

По рекомендации ВОЗ бесконтрольная тяга к видеоиграм может быть признана зависимостью и включена в Международную классификацию болезней в 2022 году. На данный момент нет официальных критериев для лечения такого рода пациентов. В то же время опытные учителя могут сразу определить, если ребенок попал под влияние гаджетов.

"Дети много времени проводят в телефонах – на уроках, на переменах. Это большая проблема, так как у школьников превалирует игровая деятельность, и мало кто использует телефон для учебных целей. Возможно, необходимо применять репрессивные меры – забирать гаджеты. С другой стороны, родители сейчас очень грамотные в этом плане, говорят, что это - частная собственность, и учителя не имеют права их изымать. Некоторые мои коллеги говорят, что надо ставить вышку над школой и вообще весь сигнал сотовой связи глушить", – рассказывает Виктор Якушев.

Идеологи детского киберспорта определяют его главное преимущество как старт в мир технического прогресса, но за этой красивой оберткой важно не "выплеснуть" ребенка. Эксперты высказывают опасения, что для кого-то игра может стать источником агрессивного поведения. В худшем случае – спровоцировать трагедии в школах.


Фото: pixabay

"Компьютерные игры серьезно влияют на здоровье детей. Медики не случайно вводят ограничение по пребыванию у экрана компьютера, планшета, телефона. Здесь страдают не только глаза, спина, но и психика, – отмечает педагог-психолог Тимофей Дегтянников. – По детям младшей школы видно, как они меняются, когда им дарят телефон или родители дали поиграть в "стрелялку". Они очень впечатлительные – начинаются ночные кошмары, на уроках становятся невнимательными, неусидчивыми, сонливыми. Если мы готовим военных, то для них "стрелялка" еще может быть актуальна. А для других – нужно задумываться, чего хотят получить организаторы, какие цели и последствия будут, когда организованно собирают детей и вовлекают в компьютерные игры. Для сравнения приведу робототехнику, которую я тоже веду, – это способ вдумчивой работы с гаджетом, где воспитывается интерес к программированию и конструированию".

Организаторы киберспортивных мероприятий уверяют, что их подопечные, практически не отличаются от других детей: занимаются традиционными видами спорта, а сами соревнования порой носят патриотическую тематику, одним словом – позитивный тренд для современного поколения. Но вряд ли создатели Школьной киберлиги или их единомышленники могут гарантировать, что они не воспитают нового казанского шутера.

Надежда ГААГ