Как жить без Марки?

Помарки в планах государства.

В российской бизнес-среде разгорелся очередной скандал, связанный с обязательной маркировкой товаров. Пивовары, которые уже несколько лет безуспешно пытаются от нее откреститься, указывают на то, что система крайне зависима от импорта комплектующих из недружественных стран.

Тень Алишера Усманова

В письме, которое пивовары направили на имя Владимира Путина, говорится, что ключевые узлы и компоненты системы маркировки производятся в США, Германии, Италии, Японии, на Тайване. Они утверждают, что на их покупку, доставку и наладку в условиях санкций требуются колоссальные затраты. Оператор системы маркировки – Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) – отреагировал через несколько часов после публикации письма, заявив, что "за свой счет оснастит пивную отрасль оборудованием, необходимым для внедрения маркировки для всех видов упаковки".

Участники рынка уверены, что такая настойчивость связана не с заботой об избавлении от контрафактного алкоголя, а с лоббированием финансовых интересов – ЦРПТ является ростеховской "дочкой".

"Они поступают нечестно, – заявляет председатель Союза пивоваров Южного Урала, директор ООО "Лаборатория живого пива" Илья Ройтенберг. – Оборудованием они, может быть, и обеспечат, но его все равно потом придется оплатить. Его предоставляют, как я понимаю, на время эксперимента, в который нас уже долго пытаются затянуть. Пивоварское сообщество предполагает, что это отстаивание интересов одного крутого бизнесмена (вероятнее всего, речь об Алишере Усманове, его компании USM Holdings принадлежит 50% ЦРПТ. – Прим. ред.)".

Подтверждение опасений Ройтенберга можно найти в ответе Минпромторга РФ на запрос "Уралинформбюро". Там уже нет речи о бесплатности оборудования, а лишь о льготных условиях. Что конкретно имеется ввиду – не слишком понятно: "В настоящее время оператором прорабатывается механизм оснащения производителей пива необходимым для маркировки оборудованием на льготных условиях".

Илья Ройтенберг уверен, что подобным образом с пивоварами уже поступали – он напомнил о покупке счетчиков учета готовой продукции, которые также были навязаны сверху: "У меня счетчик лежит, 230 тысяч рублей, покупал еще в 2014 году. Нам продали неработающую пустышку", – возмущается он.

Эксперты и депутаты, поддерживающие введение маркировки, считают, что жалобы бизнесменов на то, что инициатива в итоге приведет к удорожанию пива для конечного потребителя, не имеют под собой почвы. Более того – пивовары не хотят раскрывать истинные мотивы столь принципиальной позиции и неготовности к диалогу.

"Какая-то дополнительная нагрузка, которая, якобы, будет на производителях – это вообще не аргумент в том смысле, что на самом деле речь идет о том, чтобы продолжать по различным направлениям использовать серые и черные схемы производства продукции и ее сбыта. Маркировка – самый эффективный и самый простой, и недорогой способ пресекать противоправные действия и незаконное предпринимательство", – заявил зампредседателя комитета Госдумы РФ по экономической политике Артем Кирьянов.

"Это очень здорово придумывать цифровые чипы, бумажки на бутылки наклеивать, – парирует Ройтенберг. – И к каждой бутылочке все это продавать. Это все будет способствовать увеличению цены. Когда ЕГАИС внедрили, нам пришлось нанимать дополнительного сотрудника, который занимается этой системой. Сейчас придется запускать кураторов маркировки".

Беда не только с пивом

На самом деле, конфликт властей и пивоваров лишь вершина айсберга надвигающейся проблемы. Дело в том, что даже если ЦРПТ действительно сейчас обеспечит всех участников этого рынка необходимым оборудованием, маркировка не ограничивается только пивом. А как ее вводить дальше, если сложности с поставкой комплектующих сохранятся?

К примеру, в ЦРПТ не смогли ответить на конкретные вопросы "Уралинформбюро" ни о затратах на "подарки" пивоварам, ни о том, когда будет завершена локализации производства маркировочного оборудования в РФ.

"В нишах, где преобладали западные расходные материалы и комплектующие, произошло замещение аналогами из стран Азиатского региона и Ближнего Востока, стартовал процесс локализации производства в РФ. Кроме того, часть оборудования была ранее закуплена интеграторами в ожидании запуска маркировки новых товарных групп в 2022 году и находится в РФ. С целью дополнительной минимизации рисков, ЦРПТ сформировал на своем складе полугодовой запас комплектующих и расходных материалов для всех отраслей", – ответили в ЦРПТ.

В Минпромторге РФ также отмахнулись обтекаемыми формулировками и свели суть ответа к рассуждениями о контрафакте в пивной промышленности: "Минпромторгом России совместно с Агентством по технологическому развитию, Фондом развития промышленности и российскими производителями оборудования и комплектующих проводится работа по обеспечению локализации производства оборудования для маркировки. Более того, оператором системы маркировки и интеграторами сформирован крупный запас наиболее востребованных расходных материалов".

Самое время вспомнить о масштабах маркировки в России. Согласно информации "Честного знака", на данный момент она уже обязательна для молочной продукции, упакованной воды, лекарств, табака, товаров легкой промышленности, обуви, шуб, духов и туалетной воды, шин и покрышек, фотоаппаратов и ламп-вспышек. Помимо пива, на стадии тестирования эта система в сферах биологически активных добавок, антисептиков, медицинских изделий, велосипедов и кресел-колясок. По изначальным планам властей, к 2024 году и вовсе маркировка должна была охватить все товары в России, однако сейчас, конечно, в это уже верится с трудом.

А ведь когда-то как пивоварам, которые получат все вроде бы бесплатно, так и другим предпринимателям из сфер, где маркировка уже введена, придется ремонтировать и даже заменять вышедшее из строя оборудование. Где можно будет взять расходники и готовое оборудование, к примеру, через год? Заявления Минпромторга и ЦРПТ ответов на эти вопросы не дают.

Не забываем и о начинающих бизнесменах – теперь чтобы запустить, к примеру, небольшое производство йогуртов, им придется озаботиться вопросом маркировки. Молочникам никто бесплатное оборудование не обещал, да и за собственные средства его еще нужно будет найти. Все это звучит не очень выгодно на фоне обещаний по снижению барьеров для бизнеса в сложных экономических условиях. Остается лишь уповать на то, что процессы локализации и импортозамещения решат эти вопросы как можно скорее.

Олег ЕСАУЛКОВ

Еще в сюжете: Россия под санкциями