ВИЧ-прогноз – негативный

Что ждет Россию в борьбе с проблемой?

Первого декабря во всем мире отмечается День борьбы со СПИДом. Во многих развитых государствах сражение с ВИЧ проходит довольно успешно, а России, которую с этой проблемой норовят поставить в один ряд с африканскими странами, предрекают не самое светлое будущее.

Цифры не бьются

Недавно известный эксперт, доктор медицинских наук Вадим Покровский заявил, что в России инфицировано до 1,5 миллиона граждан – 1% населения. В Минздраве поспешили заявить, что данные не верифицированы и носят оценочный характер, а на самом деле в 2021 году число россиян с ВИЧ составляло чуть более 850 тысяч человек.

По информации "СПИД.Центра", Минздрав и Роспотребнадзор ведут статистику разными методами, первый включает в нее только людей, которые после выявления диагноза встали на учет, а второй – всех, кто получил положительный тест на ВИЧ. Но что 850 тысяч, что 1,5 миллиона – это огромное количество больных. При этом, если верить Вадиму Покровскому, с 2020 года по 2030 год ожидается еще 660 тысяч новых случаев инфекции.

Прогноз укладывается в динамику. В 2021 году было сообщено о 71 019 новых случаях выявления ВИЧ-инфекции, а годом ранее о 72 023.

"Мы когда работаем с ключевыми группами, то видим, если будем тестировать наркопотребителей, то там будет 8% средняя пораженность, если мы возьмем людей, выходящих из мест лишения свободы, там будет тоже высокий процент", – отметил в разговоре с "Уралинформбюро" руководитель независимого исследовательского центра "Есть мнение" Юрий Авдеев.

Эксперт прогнозирует негативное развитие ситуации с ВИЧ в России: "Дальше, конечно, будет хуже. Мы живем в напряженное время. Наша страна попала под санкции, люди потеряли работу, очень сложно строить планы".

Авдеев приводит недавнее исследование, согласно которому в 2022 году резко выросли продажи виагры, а спрос на подорожавшие презервативы, напротив, снизился.

"Что может произойти? Люди просто не будут сообщать врачу, каким образом они получили ВИЧ-инфекцию. Они будут сочинять, а это будет нарушать эпидрасследование, могут возникнуть сложности с выявлением потенциальных источников, может быть, будут закрыты ЛГБТ-клубы, в которых ведется большая работа по тестированию. […] Люди просто начнут прятаться, уходить в подполье", – прогнозирует он.

Еще не 90

Сейчас Свердловская область является одним из лидеров в стране по пораженности инфекцией – 1 890 зафиксированных на 100 тысяч человек по итогам прошлого года. Директор регионального общественного фонда "Новая Жизнь" Вера Евсеева связывает это с тем, что на Среднем Урале высокая выявляемость и низкие показатели по смертности, кроме того, предпринимаются серьезные меры профилактики, те же тесты, по ее словам, можно сдать практически везде.

Если говорить с точки зрения человека, 20 лет живущего с ВИЧ-инфекцией, изменилось очень многое. Я застала время, когда у нас в стране вообще не было лечения. Сейчас оно есть, и самое главное, есть возможность начать лечение с момента постановки диагноза", – подчеркнула эксперт.

Но ситуация с обеспечением больных препаратами по России везде разная и страхи, будут лекарства или нет, остаются. Например, в середине ноября движение "Пациентский контроль" заявило о поступающих из регионов сообщениях о нехватке крайне дорогого канадского препарата "Эвиплера" (рилпивирин/тенофовир/эмтрицитабин). Как сообщает "Коммерсант", объем его закупок снизился на 56% в сравнении с 2021 годом. Но в целом, как говорят эксперты, подавляющее число лекарств – дженерики российского производства.

"Вопрос [с обеспечением препаратами] с февраля витал в сообществе, люди обсуждали его активно. […] Перебоев нет, мы прожили этот год так же, как и все другие, все благополучно. Сейчас все в порядке, нормально все получают препараты", – рассказывает директор екатеринбургского АНО "Равные" Юлия Медведева.

В Свердловском областном центре профилактики и борьбы со СПИД "Уралинформбюро" сообщили, что в 2022 году заявка на антиретровирусные препараты была согласована федеральным Минздравом в полном объеме, на сегодня все препараты, заказанные на этот год, получены. Кроме того, дополнительно на средства областного бюджета было закуплено десять наименований лекарств на 139 миллионов рублей. Сейчас из всех учтенных пациентов на антиретровирусном лечении находятся 79%.

"Свердловская область занимает первое место в России по абсолютному числу пациентов с ВИЧ, получающих лечение. Почти 4 тысячи человек в текущем году были взяты на лечение впервые", – подчеркнули в центре.

Но 79% – это все же далеко от целевых показателей программы "90-90-90", по которой еще к 2020 году 90% ВИЧ-позитивных должны были знать о своем диагнозе, 90% из них получать антиретровирусную терапию и 90% иметь неопределяемый уровень вируса в крови. В развитых странах уже стремятся к показателям 95-95-95.


Фото: livehiv.ru

"79% на сегодняшний день – это хороший показатель. Я помню, когда он был 37,2 % и 64%. Мы видим, что идет прогресс. […] Многие не лечатся не потому что нет таблеток или им отказывают в лечении. Люди говорят, что не хотят, не доверяют, испытывают страх. Важно донести до людей, живущих с ВИЧ, разными словами, почему важно раннее начало лечения", – считает Вера Евсеева.

"У меня нет ВИЧ, теперь надо провериться, есть ли у меня СПИД"

Юрий Андреев считает, что на ситуацию с ВИЧ в России до сих пор влияет низкая осведомленность о проблеме. Люди мыслят штампом, что ВИЧ-инфекция – болезнь маргиналов.

Безусловно, половина пациентов – это люди не слишком благополучные. Но проблема в том, что эпидемия вышла в гетеросексуальное большинство, болеют очень часто обычные люди до 40 лет. Давайте еще говорить о том, что средства защиты дорогие", – подчеркивает он.

Кроме того, видно снижение уровня образования и осознанности. "Девушка приходит на тестирование, проходит тест на ВИЧ, ее подруга спрашивает: "Ну что, у тебя есть ВИЧ?" Она говорит: "Нет, у меня нет ВИЧ, теперь надо провериться, есть ли у меня СПИД". И это очень часто, к сожалению. Образование, просвещение, информация – это все очень важно, а этого нет", – подчеркивает Андреев.

Нельзя не отметить разрыв во взаимодействии между государством и населением. Например, власти предлагают диспансеризацию – люди в большинстве своем не сильно-то и хотят, государство дает вакцину – часть нуждающихся в ней находит множество причин сказать "нет".

Разобщенность присутствует. Много очень вроде бы образованных людей, принимающих сторону диссидентства", – считает Юлия Медведева.

При этом она подчеркивает, что в малых городах люди даже боятся стоять на учете. По мнению Веры Евсеевой, именно в малых городах у людей, живущих с ВИЧ, высокая самостигма: "Человек, который заболел ВИЧ-инфекцией, чувствует себя настолько плохо, одиноко, непонятым, непринятым, оторванным, он не знает куда обратиться и где получить поддержку".

Изменить по щелчку менталитет малого города невозможно, при этом сдвижки все-таки есть. Например, помогают автопробеги – перед приезжими специалистами "проще открыться".

Артём ПЕТРОВ

Еще в сюжете: Боль российской медицины