Чёрный крест губернатора Куйвашева

Фото из соцсети

На свердловской медицине.

Организаторы "Прямой линии с президентом" в декабре больно лягнули губернатора Куйвашева сюжетом о провале здравоохранения в Свердловской области. Вроде не скажешь, что регион в этой сфере сильно хуже других сравнимых по размерам. А тут возьми и "засверкай" поселок Рефтинский, где есть птицефабрика и ГРЭС, но нет нормальной больницы.

С прошлого года "Уралинформбюро" с головой погрузилось в медицинскую тематику – работу муниципальных больниц и приснопамятной "Фармации", отчеты ТФОМС и Минздрава, закупки и ремонты. Расскажем, что узнали. Начнем по алфавиту – с Асбеста.

Свои люди

Официально за здравоохранение в Свердловской области отвечают министр Андрей Карлов и профильный замгубернатора Павел Креков. А негласно – вице-губернатор Олег Чемезов, бывший психиатр и экс-глава ТФОМС в Ханты-Мансийске. Без него можно лечить, но не распределять денежные потоки. Главное в медицине – это кадры и деньги.


Вице-губернатор Олег Чемезов

Жители Асбеста недавно сильно удивились, увидев сюжет о диспансеризации по местному телеканалу. Медсестрой в кабинете УЗИ оказалась секретарь главврача горбольницы. Семь лет Екатерина Кожеурова всего лишь сидела в приемной Игоря Брагина, а теперь параллельно помогает ему обследовать пациентов.

Вряд ли такое совмещение одобрят в Минздраве – образование по специальности "Сестринское дело" Кожеурова начала получать лишь осенью 2023 года, в Сухоложском филиале областного медколледжа. В Асбесте тоже есть филиал, но Екатерина предпочла ездить несколько раз в неделю за 40 километров (очно-заочная форма обучения). По невероятному совпадению в дни ее отлучек с работы в Сухом Логу видят белую "тойоту" с номером С900МУ. Это – служебный автомобиль Брагина.


На скрине – Екатерина Кожеурова

Само собой главврач муниципальной больницы – один из местных бонз, наравне с прокурором и начальником полиции. Большой плюс в том, что тот, кто за тобой должен следить, сам в тебе нуждается. Кому справочку, кому таблеточку, но не придут же они после этого в больницу с ордером на обыск.

А тем временем в больнице Асбеста Оксана Штин (Столярова) – начальник отдела закупок, а её муж Олег руководит хозяйственной службой. Она определяет условия для подрядчиков, а от него зависит, смогут ли они их исполнить. Вроде бы и нет подчиненности и конфликта интересов, но жалобы на членов семьи идут.

В ноябре прошлого года Минздрав сформировал "медкластер" – к Асбестовской больнице присоединили больницы поселков Рефтинский и Малышева. "На круг" получается 84 тысячи жителей. Объем закупок 2023 года – более 1 миллиарда рублей!

Губернатор Куйвашев лично заявлял: "Не секрет, что один из проблемных вопросов – организация первичной медицинской помощи. Сегодня федеральный центр и министерство здравоохранения подтверждают серьезные финансовые вливания в инфраструктуру организаций первичного звена, начиная от карет скорой помощи и фельдшерско-акушерских пунктов. На моей памяти - это беспрецедентный шаг для решения этой архиважной задачи для Свердловской области".


Игорь Брагин. Фото: све.рф

Деньги вваливаются огромные! В прошлом году Штин организовала заключение 899 контрактов. Из них лишь 177 по результатам закупок с двумя и более участниками. А остальные, примерно поровну – с одним заявившимся участником или с единственным поставщиком, то есть без конкуренции, по максимальной цене.

12 февраля в больнице Асбеста началась внеплановая проверка областного Минфина. Можно, среди прочего, проверить и поездки служебной "тойоты" в Сухой Лог, и использование автомобилей, которые забрали из Малышевской и Рефтинской больниц. В чьем гараже они стоят?

Контроль за питанием? Пусть Брагин объяснит, как можно на одной и той же "газели" развозить пищу больным и вывозить эпидемиологически опасные отходы класса Б? Роспотребнадзор уже выдавал предписание на закрытие пищеблока больницы, но главврач отбился – некому будет кормить 300 с лишним больных. Зато можно ставить их под угрозу серьезного отравления.

Волынка с ремонтом

Отчетные цифры из Асбеста тревожные. Там скачок заболеваемости: если в 2022 году на 1 тысячу жителей фиксировалось 1850 случаев болезни, то в прошлом году - 2200. Например, первичная заболеваемость СПИД прыгнула с 17 до 104!

Отвечать медикам нужно во всеоружии. Год назад в прессе шли бравурные рапорты про 32-срезовый компьютерный томограф, купленный Минздравом за 32,6 миллиона рублей. Но на самом деле не хватает "мозгов" - на нем проводят 16-срезовую диагностику. Такая же ситуация с томографом, купленным в 2016 году.

А что уж говорить про капитальные ремонты больничных корпусов! В январе 2020 года был заключен контракт на 27 миллионов рублей с ООО "РСУ-12" на ремонт помещений для операционного блока, отделения анестезиологии и реанимации. Подрядчик должен был сдать работы осенью того же года, но летом возникли непреодолимые разногласия, которые привели к разрыву договорных отношений и длительным судебным баталиям. В результате суд взыскал с больницы за выполненные работы 7,5 миллиона рублей.

Главврач докладывает в министерство, что нынче обязательно приступят к продолжению ремонта. Четвертый год операционная ютится, как бедный родственник.


Здание женской консультации в Асбесте

Не менее печальная картина с капремонтом женской консультации. Договор с индивидуальным предпринимателем Комиссаровым был заключен в апреле 2023 года, а к декабрю объект необходимо было сдать заказчику. Летом, как утверждает подрядчик, со стороны начальника хозотдела Штина начался "бумажный футбол" и "палки в колёса". Работы на объекте встали, договор был расторгнут. Пришлось проводить новый аукцион на 40 с лишним миллионов. Победитель – Торговая компания "Феникс" специализируется… на торговле напитками. На стройплощадку она отправила субподрядчика ИП Коротаев. Знающие толк в строительстве уверены, что к 1 апреля (срок по договору) объект сдан не будет.

Аналогичная ситуация на затянувшемся с 2022 года капремонте поликлиники №4. Там, вообще, надо проверять качество работ на кровле. По инсайдерской информации, 100 "квадратов" залиты в один, а не в два слоя – значит протечет.

А как с ремонтом в поликлинике поселка Рефтинский, на который жаловались президенту? Местные жители рассказывают, что его заканчивают "собственными силами" с соответствующим качеством.

Ну, а в планах главврача Брагина на 2024 год продолжение ремонта в хирургическом корпусе под операционные нужды. Но цифра требуемых средств уже удвоилась - 66,5 миллиона рублей. Аппетит разыгрался.

Парадокс здравоохранения в Свердловской области – за годы правления Куйвашева израсходованы миллиарды рублей: федеральные власти не скупятся на ремонты и оборудование. Но стоит присмотреться и виден жирный крест, который здесь поставили на планах президента сделать медицину доступной и эффективной, особенно в глубинке.

Вадим ДЫНИН