Как спасти СУЭНКО от пожара в Кургане?

Фото: kurganvera.ru

Расследование "Уралинформбюро". Продолжение.

После публикации очередной части нашего расследования в редакцию позвонил курганец Денис, можно сказать, с негодованием – а почему вы не пишите о погибших на пожаре в Смолино? Ну, в первую очередь, потому, что мы по крупицам собирали данные о них – мертвые срама не имут, но заслуживают тщательной проверки информации. А теперь из рассказов их соседей картина стала складываться.

Из искры возгорится пламя

Ссылаясь на тайну следствия, СК России отказался сообщить нам число погибших в Кургане 7 мая. В этом уголовном деле, вообще, очень много тайн. Например, о том, что мэр Ситникова перед Новым годом стала обвиняемой по статье "Халатность" раструбили на всю Россию, а о том, что задолго до нее в смерти 11 курганцев обвинили энергетиков АО "СУЭНКО", практически никто не знал – тайна следствия.


Фото: kurganvera.ru

"Андрюшка (Корнеев), вроде как, инвалидом считался. Лет 50 ему было. Он в подвале своего дома на Кюхельбекера спрятался, думал, пересидит, да там и погиб. Его бабушка (Куколкина) в доме сгорела.

Рядом с нами на Люксембург баба Вера одна жила, мы ей с сыном часто помогали. Когда после пожара начали разбирать, смотрим – тросточка железная лежит. А лишь она в Смолино с тросточкой ходила. Тут и череп нашли, и перстень её золотой с красным камнем.

Дальше пошли – дядя Валера (Горбунов) тоже сгорел, я на череп во дворе чуть не наступил. Пес маламут его пропал. И баба Валя (Михайлюк) слепая была, тоже одинокая, погибла. Вот кто за это ответит по справедливости?"


Фото: kurganvera.ru

Для Дениса это соседи по Смолино, которым не суждено было спастись. Десятки других смолинцев в огне пожара потеряли дома и нажитое имущество. Спасатели ближе к вечеру 7 мая были уверены, что трехсотлетнее село, ставшее микрорайоном Кургана, вот-вот сгорит. Перед огненным смерчем они ходили по улицам, проверяя, все ли покинули дома. Кого-то, оказывается, пропустили.

Первое постановление о возбуждении уголовного дела (ст. 293 УК, халатность) полковник курганского Следственного управления Александр Миненков подписал, когда еще горели дачные домики. В нем говорится о системных просчетах в организации работы по предотвращению, обнаружению и тушению пожаров, эвакуации людей.


Следователь Александр Миненков.
Фото Людмилы Половниковой

С 8 мая следователи СКР и дознаватели МЧС начали опрашивать пострадавших и свидетелей. К вечеру они возбудили уголовное дело по статье 168 УК РФ (уничтожение имущества по неосторожности). В нем были строчки – "7 мая в 14.42 неустановленное лицо в микрорайоне Тополя путем неосторожного обращения с огнем допустило возгорание сухой травянистой растительности с последующим распространением горения на жилые дома и строения".

9 мая возбуждаются уголовные дела по статье 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекших смерть двух и более лиц). И в них появляются сотрудники Кетовского РЭС "СУЭНКО" Суровяткин, Баранников и Кононенко.

Из постановления, подписанного 11 мая следователем Шишковой: "до возникновения пожара наблюдалось замыкание ЛЭП в районе трансформаторной будки, в результате которого произошел разлет искр от ЛЭП на сухую травянистую растительность и ее воспламенение. […] Таким образом, в результате оказания уполномоченными лицами АО "СУЭНКО" услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, грубо нарушены…"

13 мая суд отправил трех энергетиков в СИЗО, где они пробыли до 1 ноября, а затем до 22 декабря находились под домашним арестом.

Кстати, "из искры возгорится пламя" – это строки декабриста Одоевского, сосланного после восстания в Сибирь. А декабрист Кюхельбекер должен был отбывать ссылку в Смолино, но по факту недолго прожил в центре Кургана.


Фото: telegram-канал "ЧП Курган"

Ветер перемен

На допросах энергетики в один голос утверждали, что короткое замыкание на воздушной линии 0,4 кВ в Тополях маловероятно, а обнаруженные на проводах в ходе экспертизы следы коротких замыканий могут быть старыми, поскольку провода использовались на протяжении длительного периода времени.

С последним даже не поспоришь – из-за перехлеста этих же неизолированных проводов четыре года назад произошло замыкание и возник пожар. Как рассказывало "Уралинформбюро", тогда сгорели постройки на соседней улице Весенняя. К счастью, не было штормового ветра – пожарные локализовали очаг. А тут не смогли.

Курганские следователи самостоятельно занимались "пожарными" уголовными делами (их несколько, теперь объединенных в одно) до конца июня прошлого года. Затем материалы забрало Главное следственное управление СКР, а в Курган из Москвы прибыл следователь по особо важным делам подполковник Татьяна Русакова.


Фото: Николай Пушилин

Результат судебных экспертиз – причиной возникновения пожара стало короткое замыкание фазного и нулевого проводов. Энергетиков обвинили в том, что, исполняя возложенные на них обязанности, они оказывали услуги по передаче электроэнергии, не отвечающие требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей.

Однако московским следователям указали на то, что в должностных инструкциях работников Кетовского РЭС не установлена обязанность… соблюдать правила пожарной безопасности на ЛЭП. Это, якобы, следует из федерального законодательства и отраслевых нормативов, которые не содержат таких требований к коммерческим организациям. Иными словами, есть обязательства "СУЭНКО" не допустить пожар на курганской ТЭЦ-2, а пожар на самих проводах – гори все синим пламенем!

Дальше – больше, эксперт - профессор Академии МЧС заявил следователям, что требования к провесу проводов (из-за которого случился перехлест) направлены на обеспечение целостности линии, а не напрямую на обеспечение ее пожарной безопасности. Поэтому нельзя обвинять энергетиков в том, что ими не контролировался провес неизолированных проводов и не предотвращалась возможность коротких замыканий.

И, вообще, очаг возгорания находился вне охранных зон линий электропередачи – 2 метра от ВЛ 0,4 кВ и 5 метров от ЛЭП 10кВ. Поэтому "само возгорание и дальнейшее распространение огня стали возможны исключительно в силу наличия … обширных земельных участков с нескошенной травой и иной сухой растительностью, а также в силу иных допущенных Администрацией Кургана нарушений правил пожарной безопасности".

Нонсенс? Ветром же искры сдуло с проводов, и упали они на валежник рядом. Но Русакова прекратила 22 декабря уголовное преследование энергетиков, предоставив им право на реабилитацию. А в отношении мэра Ситниковой 20 декабря было возбуждено уголовное дело по халатности.

Потерпевшие и не очень

В общении с погорельцами Смолино выяснилось немало важных деталей. В частности, лишь некоторые из них – потерпевшие. Избирательность следователей необъяснима. Опрашивали десятки – постановление о признании потерпевшим получили единицы. Есть даже те, кто уже признан гражданским истцом по уголовному делу.

Гражданский иск в рамках рассмотрения уголовного дела – это заявленное требование физического или юридического лица о возмещении имущественного и морального вреда, причиненного преступлением, к обвиняемому или лицам, несущим материальную ответственность за его действия. А к кому будут предъявлять эти иски? В уголовном деле пока видна только Ситникова, которая вправе заявить "А подожгла тоже я?"


Елена Ситникова (в центре).
Фото: kurganobl.ru

Дыма без огня не бывает, зато бывает пожар без источника возникновения. Именно на такую гипотезу наталкивает уголовное дело без энергетиков АО "СУЭНКО". Предположим, ударила молния в деревянный столб ЛЭП в Тополях – возник пожар, в котором сгорело 500 домов и не менее 13 человек. Тогда было бы все понятно, но 7 мая была не молния, а замыкание на воздушной линии, где давным-давно надо было протянуть самонесущие изолированные провода. Но "СУЭНКО" – частная компания, чем больше вкладывается в сети, тем меньше денег в кармане ее владельцев Алексея Боброва и Артема Бикова.


Алексей Бобров и Артём Биков.
Фото: gubernator96.ru

Когда три месяца назад в Москве следователи с большими погонами приняли решение вывести энергетиков из круга виновных в пожаре, БоБики с облегчением выпили шампанского. Им не жалко трех кетовских "стрелочников" – они опасаются гражданских исков потерпевших. Если дело дойдет до расплаты, коммунальным олигархам придется заплатить миллиарды.

А пока что у них очень выгодная позиция – из государственной казны уже выплачено более 2 миллиардов рублей компенсации погорельцам. Халатными признаются только действия лиц, нанятых государством. Сотрудники частной компании не могут обвиняться в халатности. Таким образом весь людской гнев обрушивается на государственные структуры – во всем виновата власть! А Бастрыкин знает об этом?

Вадим ДЫНИН

Еще в сюжете: Кто сжег Курган 7 мая?

Актуальное