Утопия "Брусники"
С мэрией Екатеринбурга.
Исеть в границах Екатеринбурга считается одной из самых грязных городских рек в России. Ее воды содержат опасные концентрации марганца, меди, фосфора, фосфатов, нефтепродуктов, нитридов азота. Причин много: длительная промышленная эксплуатация реки, дождевые стоки с загрязненных почв и снегохранилищ, устаревшие системы водоотведения, сточные воды с частных подворий и садовых товариществ.
Шумел камыш...
Градоначальник Алексей Орлов давно заикался о спасении Исети, но одно дело пустить на её берег нарушителя всевозможных правил хоккеиста Дацюка со строительством гостиницы, а иное – благообразить реку. Недавно представитель горячо любимой мэрией компании "Брусника" предложил заняться проблемой с помощью фитоочистных сооружений, оборудованных на берегах либо на искусственных "островках". В качестве пилотной территории уже даже выбран участок слияния Городского пруда с рекой Ольховкой (улица Колмогорова).
Фитоочистка – относительно новый тренд в экологической повестке городов России, хотя на Западе он давно и весьма активно применяется при ревитализации городских водоемов, загрязненных тяжелыми металлами, фенолами и фосфатами. Это специальная система очистных сооружений, где вместо механических или химических фильтров используются многолетние растения – камыши, гиацинты, рогозы, болотный ирис, аир и другие виды речной либо озерной флоры.
Системы фитоочистки на озере Кабан в Казани. Фото: сайт Программы развития общественных пространств Республики Татарстан
В качестве "чистильщиков" выступают микроорганизмы, живущие в корневой системе растений. В России подобную практику испробовали в прибрежной зоне озера Кабан (Татарстан), позже ее внедрили на техническом пруду Яковлевского ГОК в Белгородской области. Но эти водоемы замкнутые, вода стоячая и спокойная, "работать" растениям не мешает. А в реках все течет.
"Брусничные" утверждают, что необходимо выбрать наиболее спокойный участок реки для создания кластера, освободить береговую линию и прилегающую акваторию от крупного мусора и мертвых деревьев, а мелководные участки – от донного ила, а также установить аэраторы для подъема уровня кислорода в воде. Кроме того, нужно минимизировать сброс сточных вод из подземных рек, питающих Исеть. Сегодня они играют роль городских коллекторов и забиты под завязку вредными веществами.
Река Ольховка. Фото: Яндекс.Панорамы
Источник "Уралинформбюро" в одном из институтов УрО РАН назвал проект утопичным, в том числе потому, что даже уборка акватории Исети от мусора может оказаться очень дорогостоящим мероприятием – не говоря уже об обустройстве очистных: "Это миллионы рублей. Кроме того, при фитоочистке обычно используются многолетние водные растения – кувшинки, лилии, лотосы. Но у нас лето короткое. Растения превращаются осенью в труху, образуя "трупный материал" для донных отложений и заиления реки".
"Причины загрязнения реки при фитоочистке не ликвидируются, - отмечает завотделом научно-методического обеспечения восстановления и охраны водных объектов Российского научно-исследовательского института комплексного использования и охраны водных ресурсов (РосНИИВХ) Александр Попов. – Река не может бесконечно принимать новые растения, а грязь будет здесь постоянно. Растения поглотят что-то, потом сами упадут на дно, создав вторичное загрязнение. Надо сначала убрать источники поступления загрязнений".
В свою очередь, директор центра популяризации биоразнообразия "НатУРАЛист" Нина Садыкова оценивает перспективы проекта с осторожным оптимизмом. Само по себе обустройство фитоочистных сооружений на Исети – дело вполне реальное. За рубежом такие технологии успешно применялись на не менее загрязненных водоемах, чем главная водная артерия Екатеринбурга.
Сегодня чистить воду Исети от грязи помогают пруды-отстойники, расположенные в пределах ее береговой зоны
"Это единственный путь к улучшению состояния водного объекта, никакие системы химочистки или фильтрации с ним не сравнятся, – считает эксперт. – Но есть риск, что объем используемых растений окажется недостаточным, а скорость потока и уровень текущего загрязнения слишком серьезными, чтобы дать быстрый эффект при вложенных в проект средствах. В любом случае это – долгосрочная история, рассчитанная на годы, если не десятилетия. И поэтому особенно важно при внедрении этих мер обязательно поставить пост мониторинга качества воды на выходе в Городской пруд, чтобы контролировать изменения, которые могут быть медленными и не очевидными".
Кто оплатит "Воду для жизни"?
Просто разместить на реке "островок фитоочистки" недостаточно, необходимо обустроить по соседству что-то наподобие пруда-отстойника, где осаждаются выловленные растениями иловые отложения и тяжелые металлы. Для санации подземных рек такие пруды тоже подойдут, но перед этим нужно "вскрыть" эти реки, вытащить на поверхность хотя бы на одном участке, разместив там дополнительный кластер с растениями-"чистильщиками".
Вопрос малых рек, "закатанных" в подземные тюбинги, актуален давно. Раньше они питали Исеть водой, не давая ей пересохнуть. Но что в них теперь? Уровень железа в водах Монастырки (впадает в Исеть в районе моста на улице Большакова) в 2,2 раза превышает предельно допустимую концентрацию, в Черемшанке (впадает у ТРЦ "Дирижабль") – в 5,6 раза, в Малаховке (у моста на улице Куйбышева) – в 29,3 раза! Малаховка же считается "чемпионом" по превышению ПДК нефтепродуктов. А протекающая по поверхности река Патрушиха "дарит" Исети большие порции аммонийного азота и фосфатов.
Сток в Исеть из подземного коллектора реки Монастырки (район улицы Большакова)
Перечисленные показатели представлены в стратегическом проекте "Вода для жизни", утвержденном администрацией Екатеринбурга в январе 2023 года. Стоимость заложенных в его реализацию мероприятий превышает 1,2 миллиарда рублей. Из них 3,6 миллиона рублей на очистку от мусора, 2,7 миллиона на текущий ремонт родников, 2,23 миллиона на подготовку гидрогеологических заключений о качестве воды в родниках, 40,5 миллиона на обследование территорий и объектов, влияющих на качество воды в водоемах города, 20 миллионов на очистку водных объектов от наплавного и бытового мусора, 35 миллионов на ликвидацию несанкционированных свалок на площади водосбора.
А вот борьба со сточными водами должна финансироваться из внебюджетных источников – из средств Водоканала, РЖД и других владельцев сетей. При этом планы ревитализации подземных рек в документе практически не прописаны.
Как пояснил Александр Попов, многие предприятия Екатеринбурга имеют "самопальные" подключения к коллекторам, которые не отражены в официальной документации. Однако главный загрязнитель стоков – улицы города, с которых в дождливые дни и во время интенсивного таяния снега стекает огромный объем нечистот.
Один из главных загрязнителей Исети – талые и дождевые воды с улиц, попадающие в городскую ливневку
"Мы давно предлагали мэрии: давайте разобьем бассейн какого-либо ливневого стока на сектора и посмотрим, как формируется сток на поверхности. Делать очистные сооружения для ливневых сточных вод - мероприятие очень дорогостоящее, кроме того, такие сооружения будут работать всего полгода, потом на зиму их надо будет консервировать, чистить, а весной вновь запускать в работу", - рассказал эксперт.
Судя по тому, что городская ливневка Екатеринбурга во время летних гроз не справляется, грязи в ее недрах очень много. Хотя с 2011 по 2022 год в столице Урала построено 11 очистных сооружений для ливневой канализации, магистральные коллекторы советской постройки изношены более чем наполовину и страдают несовершенством технологии очистки стоков. А в ряде районов города сетей централизованного водоотведения попросту нет.
Вот вам и базовые условия проблемы. Ну, какая тут фитоочистка! Опять пиар, опять имитация бурной деятельности мэрии Екатеринбурга.
Евгений СУСОРОВ