"Узкие места" Sukhoi Superjet

Испытала "Якутия".

Авиакомпания "Якутия", сделавшая ставку на российские "Суперджеты", заявила, что из-за низкой исправности лайнеров, выпускаемых компанией "Гражданские самолеты Сухого", фактически провалила "хлебный" летний сезон 2018 года. Из 4 машин, заявленных в расписании, как пишет Ато.ru, периодически были исправны лишь две. Остальные "приземлили" дефекты в двигателях SaM146. По информации перевозчика, их наработка составила всего 1500-3000 циклов, тогда как в сертификате производителя заявлены вдвое большие цифры (7000).

Корреспондент "Уралинформбюро" обратился к экспертам и эксплуатантам Sukhoi Superjet с вопросом о перспективах использования SSJ.

Старший аналитик группы корпоративных рейтингов АКРА Александр Гущин:

- Для эффективной эксплуатации любого воздушного судна очень важен вопрос хорошей организации процессов его технического обслуживания и ремонтов. Sukhoi Superjet не исключение. Тем не менее, выстроить отлаженную систему снабжения запчастями до сих пор не удалось, на что жалуются многие эксплуатанты. В частности, затрудняет процедуру заказа и получения запчастей не очень удобное расположение основных складов (в Мюнхене – прим. ред.). Кроме того, высокая доля запчастей иностранного производства увеличивает стоимость эксплуатации SSJ из-за ослабления рубля.


Фото: из личного архива эксперта

Сложности "Якутии" при эксплуатации SSJ в первую очередь были обусловлены проблемами с двигателями. В результате компания оказалась в своеобразном треугольнике – между изготовителем воздушного судна, производителем двигателей и лизингодателем – и никто из них не оказал компании поддержку в эксплуатации самолетов.

С одной стороны, все это "детские болезни", которые довольно часто встречаются у новых типов воздушных судов. Проблема вполне решаема при выпуске значительно большего числа самолетов, чем сейчас производится компанией "Гражданские самолеты Сухого". Однако та ситуация, которая произошла с "Якутией", показывает, что текущая система господдержки, которая реализовывается для SSJ, не вполне эффективна. Остается надеяться, что при реализации проекта МС-21 все это будет учтено.

Пресс-служба авиакомпании "ИрАэро" (в парке - 8 судов Sukhoi Superjet):

- Авиакомпания "ИрАэро" тоже сталкивается с проблемами при эксплуатации самолетов Sukhoi Superjet, но все они не смертельные. При возникновении техническая служба связывается с разработчиками и совместно с ними решает все проблемы. Поэтому отказываться от эксплуатации данных самолетов авиакомпания пока не собирается.



Фото: Alex Snow

Исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев:

- Авиакомпания "Якутия" не заключила с производителем двигателей сервисный контракт, который предусматривает предоставление перевозчику подменных двигателей.

Также у перевозчика не было собственного двигателя, который можно было бы использовать для подмены на время ремонта. Таким образом, авиакомпания не создала резервы на ситуации, связанные с ремонтом двигателя, и сейчас пытается обвинить производителя в своих проблемах, утверждая, что на рынке нет подменных двигателей. Это заявление не совсем корректно, так как в настоящее время авиакомпаниям доступны свыше 30 подменных двигателей, но ни один из них, конечно, не дадут бесплатно.

Поэтому если компания хочет сэкономить и при этом готова рисковать и допускать срывы в выполнении программы, сервисный контракт можно не заключать. Но практика показывает, что те авиакомпании, которые экономят на таких резервах, потом неизбежно срывают свою полетную программу.

При этом не стоит забывать, что крупным держателем самолетов Sukhoi Superjet сегодня является группа компаний "Аэрофлот". О проблемах у нее с SSJ, как, допустим, у "Якутии", никто не говорит, потому что у "Аэрофлота" достаточное количество подменных двигателей, что позволяет перевозчику достаточно оперативно восстанавливать летную годность самолетов.


Copyright © 2015-2016 Kushnirenko Nikolay V. Фото: Олег Пантелеев / facebook.com.

Отдельно хочется отметить, что число отказов разного рода систем у "Суперджетов", максимум на 10% превышает аналогичные показатели по таким самолетам, как например, Airbus A320 или Boeing 737, которые на несколько десятилетий раньше освоены в эксплуатации, соответственно, производственные дефекты у них в большей степени уже устранены.

Если смотреть в целом на статистику, то число отказов у SSJ столько же, сколько и у новых самолетов иностранного производства, и в разы меньше, чем у воздушных судов, допустим, 20-летнего возраста.

По этой составляющей у SSJ "детских болезней", которые доставляли немало хлопот на начальном этапе эксплуатации самолетов, уже не осталось. Но, действительно, пока еще существует проблема с запчастями. При выявлении какого-либо дефекта, например, во время планового обслуживания, поиск необходимых комплектующих для ремонта воздушного судна может занимать куда больше времени, чем в случае с самыми распространенными «иномарками». Это в первую очередь связано с тем, что парк находящихся в эксплуатации самолетов Sukhoi Superjet на порядок меньше, чем парк эксплуатируемых судов зарубежного производства популярных марок. Соответственно, сегодня в мире есть много компаний, на складах у которых есть различные блоки, агрегаты, запчасти, а для SSJ они пока еще продолжают наполняться. Причем наполняются преимущественно новыми изделиями, а не отремонтированными или восстановленными. Понятно, что в этом случае стоимость запчастей значительно выше восстановленных. Все это приводит к тому, что авиакомпании, если они находятся в сложной финансовой ситуации, не могут себе позволить купить данные запчасти. А отремонтированных или восстановленных деталей по SSJ очень и очень мало на рынке.

Коммерческий директор авиакомпании "Ямал" (во флоте – 15 Sukhoi Superjet) Андрей Дубров:

- За "Якутию" я не отвечаю, это другая авиакомпания, но тут, думаю, как в том анекдоте, они просто не умеют их готовить. Поэтому, как говорится, и не любят их "кушать". У нас пока все нормально.

Беседовала Ольга КАРПОВА.

Еще в сюжете: "Узкие места" SSJ