Utair рвется к "Победе"

Эксперты разводят руками.

Рекламный ход авиакомпании Utair с постерами, на которых изображены "родные" для россиян деревянные домики и хрущевки, получил, наконец, логическое объяснение. К концу года Utair сделала ход конем и объявила себя гибридным лоукостером, "выкатив" новую линейку тарифов.

По расчетам авиакомпании, минимальная стоимость перелета по новой сетке составит всего 900 рублей. Причем купить билет по столь заманчивой цене можно будет уже с февраля следующего года. Примечательно, что несколько лет назад с подобным предложением на рынок выходил лоукостер "Победа", который до сих пор неплохо чувствует себя в сегменте "эконом".

При этом сразу после объявления о новых тарифах, Utair сообщила и о намерении реструктурировать свой долг "в условиях нестабильной ситуации на авиарынке". Так что же скрывается за новой тарифной политикой авиакомпании? Попытка ли это потягаться с "Победой", очередной маркетинговый ход в низкий сезон или стремление хоть как-то свести концы с концами? С этими вопросами корреспондент "Уралинформбюро" обратилась к специалистам отрасли.

Ведущий эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко:

- Поскольку базовые аэропорты Utair и "Победы" совпадают (Внуково), возможно, авиакомпания чувствует некоторое давление со стороны лоукостера и вынуждена так или иначе на это реагировать. Однако "состязаться" нужно не тарифами, а издержками.

Я вообще довольно скептически оцениваю любые попытки авиакомпаний "состязаться" в ухудшении сервиса и снижении тарифов. Потому что по большому счету это – путь в никуда, бороться за дешевых пассажиров хуже, чем за дорогих.

Лучше подтягивать сервис в бизнес-классе, чем снижать его в экономичном и продавать туда билеты по 900 рублей.

В целом снижение тарифов - неплохой маркетинговый ход, который позволит авиакомпании привлечь определенный пассажиропоток. Но опять же, если посмотреть статистику по Utair за год, то можно увидеть, что они и так довольно сильно повысили занятость кресел в самолетах, причем сразу на несколько процентных пунктов, что очень много по отраслевым показателям. Но что это им дало? Ничего! Большой поток никак не сказался на доходах, так как маржинальность от пассажиров, рассчитывающих на бюджетный перелет, довольно низкая.

Старший аналитик группы корпоративных рейтингов АКРА Александр Гущин:

- "Победе", которая с самого начала развивалась по классической модели лоукостера, удается показывать неплохие финансовые результаты. Получится ли у Utair улучшить финансовое положение с переходом на новую гибридную модель, сказать сложно, так как у авиакомпании и флот постарее, и есть "багаж" определенных финансовых сложностей. Эффективность новой стратегии будет зависеть от того, насколько хорошо все было просчитано, какие предпосылки закладывались.Так, цены на авиабилеты в целом на рынке сейчас находятся на довольно низком уровне, а расходы авиакомпаний стабильно растут. Это и авиакеросин, и аэропортовое обслуживание, и лизинг. Поэтому важно, чтобы стратегия учитывала различные сценарии изменения рыночной ситуации и имела определенный запас прочности для выживания при реализации негативного.

Стратегия локустера предполагает жесткие базовые условия, которые и привлекают пассажиров низкой ценой, при этом авиакомпания зарабатывает на различных дополнительных сервисах и услугах. Пассажиры неохотно следуют этим базовым условиям, что видно на примере "Победы".

Поэтому с новыми тарифами Utair также может столкнуться с негативной реакцией клиентов.

- Исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев:

- Подобный ход позволит компании увеличить занятость кресел. Это должно в целом благоприятно повлиять на финансовые результаты, так как предпринятые меры должны дать Utair дополнительную выручку. Но не стоит забывать, что более серьезное влияние на финансовый результат могут оказать внешние факторы, на которые авиаперевозчик повлиять не может. Это - стоимость авиационного топлива и курс национальной валюты. Есть и еще одно важное обстоятельство. Когда у авиакомпании были не очень хорошие времена, она при помощи Раффайзенбанка реструктурировала свою задолженность. Сейчас Utair выплачивает, по сути, проценты. Со следующего года компания должна приступить к погашению основного тела кредита. И сейчас, насколько я могу судить по их пресс-релизу, этот срок вполне может быть сдвинут. Судя по всему, у перевозчика по итогам года финансовые результаты будут заметно хуже, чем в 2017-м. Правда, пока никаких угроз для текущей деятельности компании и рисков, что кредиторы попробуют банкротить Utair, не просматривается.

Беседовала Ольга КАРПОВА