Бедный богатый Екатеринбург

Посчитаем точки дохода.

Кто и как зарабатывает в Екатеринбурге, используя муниципальную собственность и землю? Городская казна или некие персоны? Новый состав городской думы решил наконец разобраться с вопросом, к которому не удавалось подобраться годами. Председатель комиссии гордумы по муниципальной собственности Михаил Вечкензин в интервью "Уралинформбюро" обозначил вектор действий депутатов.

- Михаил Валерьевич, думский созыв – забег на длинную, пятилетнюю дистанцию. Вы уже осмотрелись, определились с приоритетами. Чем предстоит заняться комиссии в ближайшие годы?

- В первую очередь надо разобраться с нелегальной рекламой. Надо разобраться с якобы законными схемами вывода земли в муниципальных предприятиях. Разобраться с руководителями МУПов, посмотреть на них с точки зрения профпригодности. Это - работа на ближайшие год-два.

Отдавать ли частникам МУПы?

- В последнее время все чаще звучит вопрос о судьбе муниципальных унитарных предприятий. Депутаты высказывают опасения, что многие из них "уплывут" из муниципальной собственности. Так ли это? Есть ли единая стратегия в отношении МУПов?

- На самом деле, общей стратегии по муниципальным предприятиям нет, потому что каждое из них – это отдельная инфраструктура. И когда заходит речь о приватизации того или иного предприятия, к нему подходят индивидуально. Разбирают, что там сейчас происходит, какая численность работников, какой штат, какова экономика. Нельзя всех равнять под одну гребенку.

Если мы говорим, например, о МОАПе (Муниципальное объединение автобусных предприятий, здесь и далее - прим. ред.) – почему их соединили с ТТУ (Трамвайно-троллейбусное управление)? Потому что МОАП, откровенно говоря, тянул городской общественный транспорт в минус. После объединения предприятий в "Гортранс" его пытаются реанимировать.

Если говорить, допустим, о "Екатеринбургобщепите", который сейчас реорганизовали в ООО, - это комплекс полуразвалившихся построек. Их выгоднее продать, да еще и поблагодарить тех людей, которые хотят это выкупить, развивать и вкладывать в предприятие деньги. Оно ведь также будет зарегистрировано в Екатеринбурге, будет здесь платить налоги.

Еще один пример – ЕМУП "Специализированное управление эксплуатации и реабилитации жилья" (СУЭРЖ). Мы обнаружили, что через это предприятие из городской собственности выводились земельные участки. В настоящее время на одном из них (улица Советская) уже построен жилой дом. Сейчас мы собираем документы еще по 40 участкам. Насколько я владею информацией, директор Виктор Карташев написал заявление об увольнении.


На месте школы искусств на улице Советской построен жилой дом. Фото: metrtv.ru

- То есть стоит задаться вопросом о качестве управления в МУПах в целом?

- Я неоднократно говорил: коллеги, давайте менять руководящий состав МУПов, потому что управленцы, которые там сидят десятилетиями, тянут предприятия только в минус. Нужна молодая, новая кровь, современные менеджеры, которые с энтузиазмом будут поднимать предприятия. Сейчас жду отчета по итогам 2018 года - кто какую прибыль принес в бюджет, и после этого мы уже будем делать выводы. Мы проведем максимально детальную ревизию, а после этого уже будем разрабатывать антикризисный план по отстающим МУПам. Понятно, если, например, "Екатеринбургэнерго" уже убили, и оно в стадии ликвидации, с этим уже ничего не поделать. По другим, если эти отрасли еще актуальны для города, предприятия надо реанимировать, там же люди работают! И они смогут приносить пользу городу. Я считаю, это правильный, хозяйственный подход.

Муниципальная недвижимость: сдать или продать?

- Если говорить о муниципальной недвижимости, на ваш взгляд, ее выгоднее продавать или сдавать в аренду?

- Если это помещение пользуется спросом, мы его сдаем в аренду. Если оно стоит и создает нагрузку на бюджет – нам проще от него избавиться, а предприниматель сам приведет его в надлежащее состояние.

Но есть один нюанс: мы по рукам и ногам связаны 159 федеральным законом о преимущественной приватизации. У нас и президент, и правительство неоднократно говорили о том, что надо помогать малому бизнесу. Соответственно, если предприниматель снимает у муниципалитета помещение, он через два года имеет право его выкупить. Мы обязаны дать ему рассрочку. Поэтому помещения выкупаются. В плане 2017-2019 годов около 900 помещений. Городу это невыгодно, однако закон мы обязаны выполнять.

- Среди муниципальной недвижимости есть объекты культурного наследия. Очень проблемный вид имущества из-за жестких правил госохраны. Известна практика, когда такие объекты продавались буквально за 1 рубль, лишь бы только предприниматель забрал их и отреставрировал за свой счет. Это правильный подход?

- Мы неоднократно обсуждали тему охраны объектов культурного наследия. Мое видение: есть ключевые памятники – мы их должны дотировать из бюджета и восстанавливать сами. Те, с которыми мы не справляемся, нужно отдать – либо в область, либо в Федерацию, пусть вышестоящие власти их дотируют и ими занимаются.

Текущая ситуация не дает нам рычагов оперативного управления. Вот, к примеру, есть памятник конструктивизма федерального значения Городок чекистов. Он разваливается, а у Федерации до него руки не доходят. Между тем, в этих домах живут люди. Они видят, что их жилье разрушается, а поделать ничего не могут. И мы не можем. Просто из-за статуса памятника. Если б его можно было снять на время ремонта, мы бы его оперативно отремонтировали, деньги на это есть. Ведь потом опомнимся - у нас же памятник разрушился!


Гостиница "Исеть" и Городок чекистов

Что касается практики передачи таких объектов в частную собственность. За рубль-то отдать мы его можем, но, поставив себя на место бизнесмена, я бы его не купил. Потому что там даже гвоздь вбить – надо согласовывать.

Транспортная реформа и плата за проезд

- Вернемся к общественному транспорту, о котором вы уже упоминали. Он выполняет социальную функцию, но содержать дорого. Все ждут, что мэр Александр Высокинский вытащит из шляпы готовый проект транспортной реформы. Однако чудо откладывается, транспорт новее не становится. На ваш взгляд, как можно решить эту проблему?

- Все прекрасно понимают, что если ты не вложил денег в предприятие, оно не будет работать. Средств, чтобы обновить подвижной состав, у муниципалитета нет. Трамваи, троллейбусы, автобусы – это десятки миллиардов рублей. Плюс мы еще замахнулись на обновление подвижного состава метро, плюс нам нужна вторая ветка метро.

Это прямо сумасшедшие деньги, которых – будем реалистами – в Екатеринбурге не будет никогда. Даже если предположить, что нам помогут Федерация и область. А они помогают точечно и не в таком объеме, в каком требуется. Да, мы на какой-то момент остроту проблемы сняли, но в целом картина не меняется.

Поэтому все-таки я бы рассмотрел вариант концессии либо муниципально-частного партнерства. Чтобы предприниматели совместно с муниципалитетом начали поднимать эти предприятия. Потому что сфера пассажирских перевозок социально важна, и здесь надо обновлять подвижной состав, по возможности, без повышения тарифов.

Нужно понимать, что эта концессия на десятилетия. Если бизнес-структурам она будет интересна, это игра лет на 20. Потому что требуются вложения в десятки миллиардов, которые окупятся даже не за 5 лет. Если пойти по этому пути, у нас качество перевозок улучшится.


Председатель комиссии гордумы по муниципальной собственности Михаил Вечкензин

- Но мелкие частные перевозчики такое бремя не потянут. Не получится ли, что загубим малый бизнес?

- А я вам ситуацию немного под другим углом разверну. У нас есть мелкие частные перевозчики. А вы посмотрите, на каком транспорте они перевозят граждан! Безопасно ли это? Соблюдают ли они все требования действующего законодательства? Как они ездят за рулем? Как они собирают плату с пассажиров?

Конечно, у нас сейчас есть крупные игроки, у которых новый подвижной состав, больше сотни автобусов. Они подстраиваются под рынок. Они готовы обновлять подвижной состав и предоставлять качественную услугу. Но есть мелкие перевозчики, которые рассуждают: вот у меня старый "ПАЗик", пусть ездит, пока не развалится. Поэтому надо выстраивать приоритеты. Их просто нельзя выпускать на линию.

- Мэрия снова заговорила о транспортной реформе. Определен разработчик проекта, проходят совещания. Вам логика реформы ясна?

- Сейчас пока аналитика проводится, считают пассажиропоток, смотрят, автобусы какой вместимости наиболее востребованы в городе, какие маршруты на каких участках надо усилить. Такая работа ведется. Ждем ее окончания. А после этого будем говорить об общей стратегии.

- В метро повысили тариф. Не рассматривались ли альтернативные пути? Почему там не заключили концессию?

- Нам надо вторую ветку метро построить и надо обновлять подвижной состав. Я так понимаю - у мэра не было другого выхода. Метро – стратегический оборонный объект, туда частного инвестора просто не пустят.

Первоначально Высокинский обещал, что поднимет плату только в метро, остальные виды транспорта трогать не будет. Сейчас идут разговоры о повышении тарифов на все пассажирские перевозки.

В любом случае, депутатам нужно четко понимать экономическую модель обновления подвижного состава, и тогда мы решим, каким будет тариф. Либо он останется без изменений, возможно, за счет концессий или областных субсидий. Либо придется незначительно повышать плату. Сейчас городской комитет по транспорту заказал исследование пассажиропотока. Выводы можно сделать только по его окончании.

Никто не хочет перекладывать нагрузку на граждан, но выход-то какой? Деньги все равно где-то взять надо. Там не дают, там не дают, а делать надо.

Подпольная реклама – долой из города

- Еще одна сфера, на которой может зарабатывать муниципалитет – наружная реклама. Однако звучат упреки, мол, слишком мало денег поступает в городскую казну. Так ли это?

- В этом сегменте рынка всё плохо. Очень много нелегальной рекламы. Мы с этим активно разбираемся, запланировали внеочередное заседание комиссии на конец мая. То, что город отыгрывает на тендерах и сдает места под рекламу – это ничтожно маленький кусочек общего рынка. Все остальное – нелегальщина. Проблема стоит очень остро. Некоторые чиновники говорят: мы не можем с этим бороться. Как не можете? Вот на заборе написан телефон, написано рекламное агентство, которое сдает место. Это место не его – оно либо федеральное, либо областное, либо муниципальное. Цепочку надо распутывать. Одного наказали, второго, третьего – при желании порядок навести можно. Просто этим никто не занимается.

- Может быть, законодательно предусмотреть демонтаж таких самовольных объектов?

- Здесь нам надо понимать, сколько денег из бюджета закладывать на демонтаж. Без финансовой помощи области нам опять же не справиться. Эта проблема остро стоит не только в рекламе. Если посмотреть старые железные гаражи – они же тоже нелегальные все. И также стоят десятилетиями, занимают землеотводы. То же самое с нестационарной торговлей.

На днях мы собрали внеочередное заседание комиссии по этому поводу. На нем присутствовала замминистра по управлению госимуществом Свердловской области Елена Николаева. От меня последовало предложение вернуться к разговору о возвращении полномочий в муниципалитет, чтобы у нас бы единый эффективный оператор в этой сфере. Наша задача сделать нелегальную рекламу невыгодной.

Дмитрий МИГАЛИН