"Золотой мусор" Екатеринбурга

"Спецавтобаза" разоряет малый бизнес?

Тот факт, что мусорные тарифы в Свердловской области "взяты с потолка" чиновники уже признали. Странная политика некоторых органов власти превращает благое дело мусорной реформы в очередную регуляторную гильотину для малого бизнеса. Предприниматель Олег Макшаков рассказал "Уралинформбюро", о том, что нормативы накопления ТКО могут угробить уличную торговлю в Екатеринбурге.

- Олег Анатольевич, на форуме "Большой открытый диалог" прозвучала впечатляющая цифра: представители нестационарной торговли Екатеринбурга с января 2019 года задолжали ЕМУП "Спецавтобаза" сотни миллионов рублей. Как это произошло?

- В январе 2019 года стартовала мусорная реформа, региональным оператором по Екатеринбургу и восточной зоне Свердловской области была определена "Спецавтобаза". Где-то в июне прошлого года нам начали выставлять договора со счетами, датированными задним числом. То есть мы только узнали, что платеж за вывоз мусора изменился, и тут же оказались должны за полгода. Причем, договор на вывоз ТКО имеет характер публичной оферты. Если ты оплатил выставленный счет, автоматически считается, что ты подписал договор. Но мы (владельцы нестационарных объектов торговли – прим. ред.) считаем размер платежа необоснованно завышенным, поэтому не платим.

- На чем основано такое убеждение?

- Судите сами! На сайте ЕМУП "Спецавтобаза" размещен калькулятор расчета платежа. Для примера: я ввожу торговый павильон площадью 50 квадратных метров. Результат - 13 кубометров мусора в месяц. К оплате 6 435 рубля. Затем для сравнения, ввожу продовольственный магазин 150 квадратных метров. Казалось бы, он торгует теми же товарами, только площадь в три раза больше. Однако по расчетам "Спецавтобазы" он вырабатывает ТКО меньше – 12 кубов в месяц, и соответственно сумма платежа меньше. Возьмем банк. Там идет начисление не с площади объекта, а с количества сотрудников. Крупный региональный офис с численностью в 100 сотрудников вырабатывает 10 кубов и, соответственно, платит еще меньше. И, для полноты картины, вводим зоопарк площадью 1 500 квадратных метров. Норматив образования мусора – чуть больше, чем у павильона 50 квадратных метров. Думаю, ни для кого, не надо сравнивать товарооборот, прибыльность, поток клиентов у павильона и у перечисленных объектов.

У меня объект занимает 115 квадратных метров на остановочном комплексе, из них 15 метров - навес, остается 100.

Высчитываем: 31 один куб в месяц. Представьте этот объем: 3 на 3 метра, уходящие в высоту еще на 4 метра. Это практически целая комната. Даже если бы жители прилегающих домов сносили ко мне мусор, не факт, что за месяц столько бы набралось!

На этот объем мне выставляют счета, которые я, естественно, не оплачиваю по той простой причине, что договоры со "Спецавтобазой" на таких условиях не намерен подписывать. А "Спецавтобаза" к счетам, тут же прикладывает еще и акт приема-передачи выполненных работ. Прошу учесть, что фактически у меня не вывозится "Спецавтобазой" ничего. Етественно, я этот акт тоже не подписываю.

- Вы не пробовали обсудить этот вопрос со "Спецавтобазой"?

- Обращались еще в октябре 2019 года в администрацию города с просьбой организовать встречу предпринимателей и представителей "Спецавтобазы". До настоящего времени такой встречи не было. Пробовали общаться в частном порядке. "Спецавтобаза" сейчас предлагает предпринимателям: давайте мы вас посчитаем, как магазин. То есть в три раза меньше. Это получается, я подаю данные, что у меня не НТО, а магазин. Подписываю договор. Мне выставляют счета, как магазину. А где гарантия, что через 2, 5, 6 месяцев не пересчитают? В договоре четко прописано, что при выяснении каких-то неточностей, они имеют право сделать перерасчет. Не исключаю, что в один прекрасный момент мне могут сказать: ты нам подал данные как магазин, а у тебя, на минуточку, НТО. И мне на полную катушку выкрутят платежи. В таком случае даже в суд будет бессмысленно обращаться.

- Какая цифра у вас выходит за вывоз мусора в месяц?

- С моего павильона получается 14 600 рублей за 31 кубический метр, когда по факту у меня ТКО накапливается около 60 литров в день, это где-то примерно 2 кубометра в месяц. Для меня платить за воздух неприемлемо. А если мне с начала 2019 года выставят больше 200 тысяч – это все, мне нет смысла работать, я сразу закрываюсь.

При этом я всегда платил за вывоз мусора. Было время, я платил "Спецавтобазе". Платил управляющей компании по тысяче рублей в месяц. Никогда не бегал с мешками на чужую контейнерную площадку. Но с 2019 года ЕМУП запретила всем УК вывозить мусор из торговых объектов, и сейчас у меня мусор не вывозят. Я его коплю, чтобы забить машину, и сам вывезу на полигон, получу бумажку, что я его вывез. Но это у меня лично есть место, где эти мешки хранить. Хорошо, есть гараж. На улице их хранить нельзя, негоже, да и квартальный сразу выпишет постановление.

- Нормативы устанавливает Региональная энергетическая комиссия Свердловской области. Не пробовали туда обратиться?

- Да, был на приеме у председателя РЭК Владимира Гришанова. Позиция РЭК заключается в том, что они четко следуют внутренним регламентам и рассчитывают нормативы по тем расчетным цифрам, которые им предоставили муниципалитеты. В нашем случае – администрация Екатеринбурга. Ходят слухи, что замеры по нормативам в свое время "Спецавтобаза" делала сама. Как делались эти замеры, никто не сообщает. Ответ РЭК - нас проверяли прокуратура, ФАС, нарушений не нашли. На мой взгляд, абсурдность ситуации с завышенными нормативами в РЭК видят, но не могут сразу пересмотреть нормативы из-за каких-то собственных регламентов, норм и методик.

По самим нормативам именно для Екатеринбурга есть постановление РЭК №78. По нему НТО накапливают в три раза больше мусора, чем стационарные магазины. Теперь берем аналогичное постановление по Свердловской области №77. В нем киоски с магазинами идут "ноздря в ноздрю". Можно конечно сказать, что павильон где-то в области вырабатывает меньше мусора, но по этой логике магазин должен накапливать еще меньше. Поэтому методика расчетов опять-таки вызывает вопросы. Так же вызывает вопрос, еще и то, почему для торговых объектов расчет берется с площади, а не с количества сотрудников, как для банков, например. И там, и там есть покупатели и клиенты. Считаю, что ТКО вырабатывает человек, а не квадратный метр площади.


Председатель РЭК Владимир Гришанов

Председатель РЭК прямо говорит: добивайтесь оплаты по факту, сколько отдали мусора - столько и заплатили. При этом он ссылается на приказы, согласно которым у каждого должен быть выбор: либо ты сдаешь по нормативу, либо ты сдаешь по факту. Абсолютно согласен с таким мнением.

В нем есть рациональное зерно. Однако и свои подводные камни тоже есть. Для расчета по факту ты должен попасть в реестр контейнерных площадок. Встать на контейнерную площадку Управляющей компании – это нереально. Стоит там два-три контейнера – ты встанешь третьим или четвертым. А места нет. При этом контейнер надо закрывать, чтобы другие туда мусор не сваливали. Но даже на это мы согласны пойти, но места просто не согласовывают.

Одна из коллег мне показала ответы чиновников. Она обратилась в мэрию с просьбой предоставить место под контейнер. Отправили в районную Администрацию. Оттуда – в управляющую компанию. При этом общеизвестно, что управляющие компании вообще не имеют полномочий по предоставлению места. Причем вы сами знаете, как происходят подобные согласования: для ответа на твой запрос Администрации города дается 30 дней. На 29 день достали твою бумагу и написали ответ с отсылкой в другую инстанцию. Обращаешься в следующую инстанцию – ждешь еще 30 дней. Так можно месяцами ходить и не добиться результата. Но мы не теряем надежды на согласование мест в расчете на адекватность районных администраций. Хотя ситуация просто за гранью разумного.

- Что будет, если "Спецавтобаза" пойдет в суд и добьется оплаты долга по нормативам?

- Они уже обращаются, причем в настоящее время массово. Загляните на сайт "Мой арбитр". Первое дело с участием "Спецавтобазы" там зарегистрировано аж в 2004 году. Всего 808 дел за 15 лет. Из них за 2019 год - 488. То есть больше половины дел. Вдумайтесь, за один год больше чем за 14 лет. На это была нацелена мусорная реформа?

"Спецавтобаза" бомбит исками предприятия, и не только НТО. Некоторые предприниматели в силу законопослушности или наивности заключают договоры. Но пока "Спецавтобаза" подает не иск, а заявление на выдачу судебного приказа. В каких-то случаях, эти документы суд выписывает "на автомате", без привлечения второй стороны. Есть договор - он не исполняется. И если предприниматель по каким-то причинам пропустил момент выдачи в отношении него такого приказа, не возразив, то им тут же начинает заниматься служба судебных приставов, которая арестовывает счета. Если на счетах есть суммы, которые заявлены в приказе, то их сразу списывают в погашение долга.


Можно конечно, опротестовать судебный приказ, но на это уйдет время. Арест счетов – это остановка работы предприятия. А простой предприятия 3-4 дня – можешь крест ставить на дальнейшей работе. Тем более в нынешней ситуации с эпидемией коронавируса, когда потребительский спрос заметно упал.

Но и наша ситуация с неподписанием договора - это мина замедленного действия. Первое же судебное решение в пользу "Спецавтобазы" создаст прецедент, а далее всех, не заключивших договоры, могут признать должниками. Малый бизнес будет попросту разоряться.

- Я слышал от одного из предпринимателей такую версию: мол, "Спецавтобаза" продаст долги НТО сторонним структурам, которые умеют требовать долги. И по киоскам вновь пойдут парни с бейсбольными битами.

- Предприниматель предпринимателю рознь. С меня не выбьет никто ничего, я сразу могу сказать. И думаю, что сейчас уже не те времена. Люди больше опасаются блокировки счетов.

- Какой, на ваш взгляд, выход из сложившейся ситуации?

- Вице-губернатор Свердловской области Олег Чемезов на форуме "Большой открытый диалог" обратился к главе РЭК Владимиру Гришанову о включении меня в состав рабочей группы. Я надеюсь принять участие в ее работе, чтобы предложить представителям всех ведомств перейти от соблюдения форм к сути проблемы. И в срочном порядке принять какой-то хотя бы временный или переходный порядок оплаты за вывоз ТКО. Например, разрешить предпринимателям платить по факту за вывоз ТКО, а потом уже утрясать межведомственные вопросы.

Надо "приземлить" ситуацию. Предприниматели к этому готовы. Нужно только согласовать со "Спецавтобазой" график вывоза, например, через день или два раза в неделю. Мы сами готовы выносить к машине пакеты с мусором, машине надо только к нам приехать.

Поймите, что в такой ситуации оказались не только НТО: на самом деле, жалуются и стационарные магазины, и садоводы. Если проблему не начать решать немедленно, она ударит и по бизнесу, и по физическим лицам.

Очевидность ситуации в том, что платить и получать за фактически оказанные услуги – это нормально и справедливо. А вот сопротивление регоператора и нежелание власти решить эту проблему путем установки легкой процедуры заключения договора "по факту" вызывают вопросы и недоумение. Но, видимо, как на это посмотреть – либо со стороны логики, либо со стороны алчности. Судя по комментариям регоператора конструктивно подходить к разрешению острой проблемы, он пока не намерен.

"Уралинформбюро" направило запрос в ЕМУП "Спецавтобаза" с просьбой прокомментировать ситуацию с долгами НТО. Там пояснили, что в настоящее время известно о задолженности за вывоз мусора 443 объектов нестационарной торговли в Екатеринбурге - павильонов, палаток, киосков.

"В отношении должников ведется претензионная работа с предоставлением возможности владельцам объектов нестационарной торговли добровольно погасить имеющуюся задолженность и урегулировать имеющиеся разногласия в целях дальнейшего сотрудничества. Полномасштабная работа по взысканию денежных средств в принудительном порядке ещё не начата, передача документов в суд носит единичный характер. Пени рассчитывается непосредственно перед подачей иска в суд с учетом обстоятельств уплаты долга", - прокомментировали в пресс-службе "Спецавтобазы".

При несогласии с размером платы собственник объекта нестационарной торговли имеет право предоставить регоператору заявление для актуализации условий договора с приложением подтверждающих документов. Также ему необходимо направить запрос на проведение перерасчета по уточненным данным за предыдущий период. К примеру, киоскам для правомерного снижения платы за услугу бывает достаточно исключить из расчетов площадь козырьков и навесов, предоставив регоператору чертежи и схемы конструкции.

Беседовал Дмитрий МИГАЛИН

Еще в сюжете: Торговые войны в Екатеринбурге

Актуальное