Россия в идеальном шторме

Каким курсом идем?

Шутка "доллар будет за 100" перестала быть шуткой. "Русская весна" 2022 года станет проверкой политической и экономической самостоятельности нашей страны. Ответ Запада на стремление России к денацификации Украины не мог не просчитываться в Кремле. Вопрос лишь в том, насколько к нему подготовились власти. Для большинства же россиян валютный скачок, закрытие границ и товарная блокада оказались неожиданностью. "Уралинформбюро" попросило экспертов высказать свои оценки принимаемым правительством мерам и спрогнозировать развитие событий в экономике.

Директор института стратегического планирования и финансового анализа УрГЭУ-СИНХ Максим Марамыгин

- Ничего уникального в этих мерах нет. Вспомните, 20 лет назад, когда рынок был нестабилен, применялись точно такие же инструменты. Основных экспортеров принуждали не держать валютную выручку на счетах с целью заработать на росте курса, а продавать, чтобы таким образом создать предложение на внутреннем валютном рынке для стабилизации курса рубля. И требования были такие же: сначала от 90% к обязательной продаже, потом до 50%, затем до 20%. А потом эту меру отменили вовсе, когда внутренний валютный рынок стабилизировался, а вместе с ним и рубль. Аналогичный механизм обязательной продажи валютной выручки действовал во многих странах СНГ, и он действует в кризисные моменты. И сейчас эта мера сработает.

Директор Института экономики УрО РАН Юлия Лаврикова

- Уникальность таких мер в том, что они впервые в нашей стране были приняты столь резко. Они направлены как раз на расширение предложения валюты, чтобы ее запасы у государства поддерживались на определенном уровне. В конечном счете это приведет к стабилизации курса рубля. Да, вначале будет шок, определенный спад по ряду показателей, причем эта неопределенность будет добавлять негатива во все экономические процессы. Но надо просто подождать, когда картина станет более-менее понятной. И тогда, возможно, эти меры будут пересмотрены.

Заместитель председателя Уральского банковского союза Евгений Болотин

- У нас народ зациклен на валюте, поэтому ему кажется, что продажа 80% выручки – это много. На самом деле это попытка стабилизировать рубль, снизить его стоимость. Особенно в ситуации, когда люди начали массово снимать наличные в банках. Еще одна проблема, которая будет острой для людей и государства – повышение цен в связи с ростом курса рубля и роста инфляции. И требование продать 80% выручки направлено, в том числе, на то, чтобы удержать курс рубля и снизить инфляционную волну, связанную с ростом стоимости импорта.

– Какие еще меры в финансовой сфере помогут стабилизации?

ММ: Сейчас самое время сформировать новые валютные союзы. Я бы посоветовал сделать какой-то союз платежных карт "Мир" и China UnionPay китайской национальной платежной системы. Она работает почти в 190 странах. Мне кажется, такой "кобрендинг" может быть достаточно интересным, в том числе как инструмент постепенного "выдавливания" VISA и MasterCard из оборота, ограничения их влияния.

ЮЛ: Мне кажется, ЦБ РФ сейчас очень грамотно действует, резко повышая ставку рефинансирования. Это сигнал для населения, что не надо бежать снимать деньги. Эта мера поможет снизить панику и приостановить достаточно перегретый рынок ипотеки. Но нужно помнить, что экономика – явление неоднозначное, и никакие решения в этой сфере не имеют однозначного результата.

ЕБ: На самом деле все необходимые меры достаточно четко отработаны на предыдущих кризисах. По сути, Центробанк уже выполнил все, что надо: распустил макроэкономические резервы для банков – я говорю о надбавке в 600 миллиардов рублей дополнительного капитала, открыл доступ к ликвидности, увеличил ломбардный список.

Единственное, надо разъяснять населению моменты, которые для специалистов хорошо понятны, а остальным нет. Например, ситуация с платежными картами банков, попавших под санкции. На самом деле все транзакции по банковским картам российских банков обрабатываются на территории России национальной компанией, все платежи проходят внутри России и не выходят на серверы VISA и MasterCard. Это – требование Банка России, эту систему построили после 2014 года. Поэтому ни о каком прекращении обслуживания карт этих банков на территории России речь не идет. Да, они не будут работать в Европе и США, но, возможно, будут работать в странах, которые подключены к системе "Мир" (Армения, Белоруссия, Киргизия, Вьетнам, а также в отдельных банках Казахстана, Турции и Узбекистана. – Прим.ред.).

– С началом спецоперации на Украине ЕС и США решили заблокировать активы Банка России. Фактически это означает заморозку собственных международных резервов ЦБ РФ. Насколько такая мера правомерна с точки зрения международного права, ведь эти средства принадлежат России?

ММ: Мы практически во всех сферах оказались достаточно подготовлены к санкциям, кроме финансовой. Это говорит об уровне компетентности нашего финансового блока, Минфина и Центробанка. А что касается юридической правомерности… Есть такой старый, хотя и не очень добрый подход: война все спишет. Его традиционно применяют США. Вспомним, как они на несколько десятилетий заморозили активы Ирана. Эту же меру они применили и к Венесуэле. Они так делают в отношении любой неугодной страны, когда им надо на нее надавить. Это "право сильного" в чистом виде. США вспоминают о праве, когда им это выгодно, и забывают опять-таки, когда им выгодно.

ЕБ: Они могут заморозить активы Центробанка, находящиеся на их территории и размещенные в долларах, евро, швейцарских франках, йенах. Но не могут это сделать с золотом, лежащим в хранилищах Москвы или Красноярска, не могут заблокировать резервы Банка России, размещенные в юанях в Китае.

Не будем забывать, что на территории нашей страны есть активы компаний, которые являются резидентами стран, наложивших на Россию санкции. И они достаточно большие. В качестве ответной меры мы тоже можем их заморозить! Что Центробанк, кстати, уже сделал: запретил иностранцам продавать российские ценные бумаги. По сути, они теперь заблокированы. Иностранец по-прежнему остается владельцем ценной бумаги, но не может продать эти акции и вывезти из России деньги, вырученные с продажи. Эта мера тоже в какой-то мере снижает давление на рубль.

Независимый финансовый консультант Виктор Немихин

- В силу того, что прецеденты были, тот же Афганистан, то, наверное, какие-то положения в международных актах существуют, но прецедентов, чтобы такой объем активов и у такой крупной страны замораживался, еще не было. Это достаточно серьезное событие, не хочется жестких фраз, но на грани объявления какой-то войны экономической как минимум.

Информации очень много, но понять, какая из нее достоверная, не представляется возможным. Дело в том, что Центральный банк публикует отчетность о золотовалютных резервах. Она разделена по сегментам – сколько вложено в долларах, евро, юанях, иенах и так далее. Затем она разделена по классам активов – американские трежерис (казначейские облигации США. – Прим.ред.), чисто доллары, золото и так далее. Но я пока нигде не видел достоверной информации, где конкретно хранятся эти активы. Дело в том, что санкции можно наложить только на авуары, которые находятся в иностранных, коммерческих или центральных банках, расположенных в тех странах, которые эти санкции применяют.

Допустим, ЦБ покупает американский трежерис, но кладет его на хранение не в американский банк, а в Commercial Bank of China. […] Соответственно, через этот банк ЦБ может благополучно [его] продать и получить те же доллары от китайского банка, если, конечно, китайский банк на это пойдет, потому что есть риск вторичных санкций.

Понять, где конкретно хранятся те или иные активы ЦБ РФ, я не смог. Досужие рассуждения о том, что заморожено 200 или 400 [миллиардов долларов] без точного знания этих данных – гадание на кофейной гуще.

– Год назад Олег Дерипаска призвал власти РФ "не держать полученные от продажи углеводородов средства в кубышке, которая уже пухнет от валюты, хранящейся на счетах ЦБ", а вкладывать их в реальную экономику. Получается, эти призывы были верны?

ММ: Сейчас много говорят о том, что во главе страны стоят две группы элит. "Либеральной" группе отдали на управление финансовый блок, в итоге ЦБ и Минфин продолжили политику нахождения в комфортной для них обстановке, когда не надо ломать голову, куда вкладывать резервы, ведь в долларовом пространстве есть абсолютно все инструменты, счета, операторы.

Давно надо было сделать "обходной маневр" для инвестирования [валютных резервов в реальную экономику], но, к сожалению, не стали этого делать.

ЮЛ: Призывы вкладывать валютную выручку в реальную экономику абсолютно верны, мы всегда об этом говорили. Если бы этому совету следовали, эти деньги остались бы в России в виде конкретных реализованных проектов, например, новых дорог и производственных линий. Не будем забывать, что на каждый рубль госинвестиций всегда притягиваются инвестиции частные, в примерном соотношении "один к трем". И в реальную экономику поступили бы сотни миллиардов долларов. А так получается, что существенную часть этих активов заморозили другие государства!

ЕБ: Дерипаска – хороший пример экспортно-ориентированного предпринимателя. Но наш родной УГМК-Холдинг – тоже "экспортно-ориентированная" компания. При этом УГМК достаточно серьезно развивает внутренний рынок. Вспомним УГМК-Агро, их медицинское направление, производство самолетов... А вот про Дерипаску я не слышал, чтобы он внутри России активно развивал какие-то производства, не связанные с алюминием. Хотя, возможно, я ошибаюсь, и у него масса проектов в России?

Если говорить о реальной экономике, то сегодня, на мой взгляд, нужно развивать микроэлектронную промышленность – в том числе и потому, что санкции, скорее всего, нас "отрежут" от рынка микроэлектроники. Также нас отрезают от рынка авиалайнеров и авторынка. Поэтому задача государства – создать заново авиапром России, вкладываться в российские автозаводы.

– А насколько своевременны и адекватны ответные меры России?

Политолог, представитель АПЭК в Челябинской области Андрей Лавров

- Реакция России абсолютно стандартна для страны, вовлеченной в жесткое информационное, экономическое противостояние с противоположным лагерем, то есть со странами НАТО. Адекватная реакция, ответные меры. Первая и главная моя мысль – чтобы не дошло до ядерной войны.

Исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев

- Закрытие неба над РФ – это не ответные санкции. Всегда было нормальной практикой, что ограничения с одной стороны вызывают аналогичные решения с другой. Это происходило, происходит и будет происходить в двухсторонних отношениях любых стран. Но, конечно, в разных случаях эта мера имеет разную эффективность.

Потери понесут и уже несут все стороны. Даже американские авиакомпании теряют в стоимости на биржевых торгах. Мы отлично понимаем, что внешнеполитические факторы сказываются на стоимости на нефтегазовых рынках – как следствие, дорожает авиационное топливо, и авиакомпании в любой точке планеты будут сталкиваться с дополнительными расходами.

Действия РФ нацелены на полное уничтожение сегмента перевозок на магистральных линиях. Особенно чувствительны они будут для авиакомпаний тех стран, чьи маршруты по большей части пролегали над Россией, которую теперь им придется облетать.

Меньше это скажется на пассажирских перевозках, поскольку пандемия им уже нанесла ощутимый ущерб, а вот грузовые перевозки между Европой и Азией оставались весьма востребованными. Поэтому с недополученной прибылью столкнутся грузовые авиакомпании, которые будут вынуждены повышать тарифы на доставку авиагрузов.

Подготовили Евгений СУСОРОВ, Артём ПЕТРОВ, Олег ЕСАУЛКОВ

Еще в сюжете: Украина - Донбасс - Россия

Актуальное