Обувной рынок России "зашнуровался" потуже

На пару лет.

Экономическая ситуация в России заставляет отечественных промышленников выворачиваться наизнанку, чтобы хоть как-то сохранить объемы производства. Сумеют ли российские обувщики под флагом импортозамещения отвоевать престижные места на полках магазинов? И что, вообще, останется на наших прилавках при падающем рубле? Об этом корреспондент "Уралинформбюро" расспросила генерального директора компании "Юничел" Владимира Денисенко.

- Владимир Степанович, обувной рынок "солидарен" в своих показателях со всей экономикой России?

- Для нас каких-то неожиданных поворотов не было. Компания "Юничел", например, переживает уже третий кризис. В денежном эквиваленте рынок обуви в России к концу 2015 года провалится почти на 20%. Год назад падение составило 8%. В докризисные годы рынок рос в среднем на 2-5%.

Потребление в торговых сетях упало на 20-30%. При этом, у некоторых оно сократилось в 2 раза и больше. Такие фирмы, как правило, разоряются и уходят с рынка. Например, "Уралобувь" в Челябинске. Серьезно сокращается число магазинов.

Где-то на 30% в натуральном выражении сократился импорт. Отечественные производители в основном сохранили выпуск на прежнем уровне. Поэтому на фоне общего падения продаж их доля на прилавках немного вырастает.

- Каково сейчас соотношение импортного и отечественного товара?

- Импорт всегда превалировал. К примеру, в 2014 году в России было продано более 530 миллионов пар обуви. Из них доля официального импорта – 258 миллионов. Еще 110 миллионов реализовали отечественные производители. И 163 миллиона пар – неофициальный импорт и подпольное производство. Здесь примерно 120 миллионов – это "черная" поставка через Казахстан и другие страны. Около 30 миллионов пар – российское подпольное производство, чаще всего дагестанское и ростовское.

Львиная доля официального импорта (порядка 85-90%) приходится на Китай. Только 5% нам поставляет Евросоюз, в том числе Италия, где-то 5% - Вьетнам, еще немного Португалия.

- Могут ли российские производители, получив небольшую фору, укрепить свои позиции?

- В России нет базовых условий для развития обувной отрасли, развиваться невыгодно. Кризис - это временное явление, временное окошечко. Через пару лет все выровняется, народ привыкнет к ценам, потребление начнет расти, вернется на прежние рельсы импорт. У нас ведь мизерные пошлины на импорт обуви. В Евросоюзе они, например, - 16,5%, а в России только 5%.

Российская обувная отрасль не поднимется до тех пор, пока не будет пересмотрена тарифная политика. А этого не произойдет, ведь мы вступили в ВТО! И этим шагом просто задавили, угробили отечественную легкую промышленность. Импортозамещение у нас сегодня на уровне хороших разговоров.

Для чего запускать новые мощности? Ради увеличения прибыли на 3-5%? Ну, кто пойдет строить новые фабрики? Это же такие затраты в наших условиях – тепло, электроэнергия, экология, оборудование рабочих мест, противопожарная система. У нас нагрузка на бизнес выше, чем в любой другой стране. Те мощности, которые есть, они будут работать, а создавать новые никто не станет.

- И у вас таких планов, получается, тоже нет?

- Казалось бы, я - крупный производитель, мог бы вторую смену сделать, где-то еще фабрику построить. Но невозможно сегодня наладить прибыльное производство, так сказать "сверх нормы". То, что есть, мы держим. Последние 15 лет каждый год создавали по 100 новых рабочих мест. За исключением последнего года. У нас три фабрики, которые работают с полной загрузкой. А создавать что-то новое смысла никакого нет.

- А как насчет нелегальных производителей? Они воспользуются образовавшейся "лазейкой"?

- Скорее, нет. Сейчас идет некоторое устрожение со стороны государства. Бюджет наполняется тяжело, на вопросы нелегального производства стали больше обращать внимания. Товар можно поставить, но ведь розничный продавец еще должен за него расплатиться. Устрожение финансовой дисциплины мешает производителям получать какие-то сверхдоходы с этой незаконной деятельности. Ну, а что касается "серого" импорта, то сплошного беспредела нет, наша таможня все-таки работает.

- Вы отметили, что сохранили уровень производства. Что помогло?

- Цены на рынке выросли минимум на 80%. Курс рубля к доллару и евро дает о себе знать. У нас цены увеличились максимум на 15-20%. Между тем в нашем продукте тоже есть импортная составляющая, подорожал труд, подорожали ресурсы - тепло, электроэнергия. Однако загибать цены мы не стали, снизив рентабельность производства на 2-3%. Это сделано для того, чтобы сохранить оборот, сохранить коллектив.

Практика показала, что мы сделали все абсолютно правильно. Мы же не первый кризис переживаем. Знаем, с чего он начинается, как проходит и чем заканчивается. Всегда нужно идти навстречу населению. У народа денег нет, поэтому нужно поступиться всем и дать ему самое лучшее предложение. Покупатель обходит все магазины, видит сумасшедшие цены на импорт, в том числе на китайский. А потом приходит к нам, где цены в полтора раза ниже, а качество выше.

- Я слышала, что торговая сеть "Юничел" разрастается. Это тоже элемент антикризисного управления?

- Соотношение цены и качества привлекает всегда. У нас 95% произведенной обуви реализуется в собственной торговой сети. В этом году мы открыли 30 магазинов в Казахстане - нас там приняли на ура. Гордость берет за отечественное производство! Оказывается, в Казахстане очень уважают российские товары, доверяют им. Для меня это было откровением. Они хорошо разбираются в коже, видят качество. Насмотрелись на китайское барахло, за российские товары схватились руками и ногами. Сейчас Казахстан "съедает" практически 8% нашего производства, я думаю, будет рост до 10%.

В России  отечественная обувь считается не очень модным продуктом. Тем не менее, в последнее время очень часто к нам приходят розничные продавцы, которые раньше брали Китай, предлагают: "Давайте, мы у вас купим". Но, знаете, на предоплату никто не готов, денег нет. А так давать нельзя, веры нет никому, все обувные сети, магазины разоряются.

- Каковы прогнозы?

- Люди скоро свыкнутся с ценами. Главное, чтобы начали расти реальные доходы населения. Стабилизация рынка наступит где-то через год, а потом начнется постепенный рост потребления. Доля российского производства при этом расти не будет, для этого, как я говорил, нет условий. Импорт обязательно вырастет. Однако весь 2016 год иностранные поставки останутся на уровне этого года, то есть минус 30% от предыдущих "пышных" лет.

Кризис немного подчистит рынок, это - нормальное явление. Многие торговые предприятия не выдержат, разорятся и уйдут. Останутся только сетевые, продвинутые, настроенные на своего покупателя.

Беседовала Анастасия КОКАРЕВА

Актуальное