Ежи свернули с тропы – будь настороже

Зачем заповедникам "зеленый стандарт"?

Безответственные посетители заповедников и природных парков творят, что хотят. Порой им под стать и руководство особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Масштабная проверка, проведенная специалистами Минприроды РФ, завершилась увольнениями руководителей трех ООПТ, еще несколько директоров парков и заповедников получили выговоры.

Всего в России более 13 тысяч ООПТ на более чем 200 миллионах гектаров. В Свердловской области – свыше пятисот ООПТ, это – 6,68% всей площади региона.

О типичных бедах заповедных территорий корреспонденту "Уралинформбюро" рассказала руководитель РОО "Уральская Экологическая Инициатива" Ольга Старцева.

В парках и заповедниках открывают все новые и новые экологические тропы и маршруты. Спасибо нацпроекту "Экология". Но готовы ли наши заповедники к потокам туристов?

– Для начала надо уточнить, что ООПТ в нашей стране бывают разные. Помимо того, что их можно разделить по категориям – заповедники, национальные и природные парки, заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, они еще могут находиться в местном, региональном или федеральном подчинении. От этого зависит степень контроля, которому подлежит территория. Есть заповедники, в которых даже нельзя сходить с экотропы, поскольку на каких-то участках, к примеру, живет растение, занесенное в Красную книгу. Ягоды и грибы не пособираешь, венок из цветов не сплетешь.

Конечно, туристам интереснее путешествовать по красивым территориям, где можно все посмотреть, сфотографировать и потрогать. Но даже фото со вспышкой может напугать животных и нанести вред экосистеме заповедника. Кроме того, вмешательство порой бывает опасно и для самого человека. К примеру, недавно в "Оленьих ручьях" мужчину укусила гадюка. Ядовитая змея напала не просто так – турист хотел поймать ящерицу, на которую она охотилась. Он вмешался в естественный ход вещей и оказался в больнице.

Этот и множество других случаев говорит о том, что у нас еще не выработана культура посещения особо охраняемых природных территорий, даже если человек и не хочет ничего дурного, он может навредить по незнанию.


Природный парк "Оленьи ручьи". Фото: Анна Егорова

– Как еще?
– Знакомые директора заповедников и природных парков нередко жалуются на туристов, которые "спасают" птенцов. Мама-птица вытащит детеныша из гнезда - у рассеянных по кустарнику и траве птенцов больше шансов на выживание (в случае обнаружения гнезда погибает вся кладка, поэтому докармливают птенцов родители уже вне гнезда, в целях безопасности). А мимо идут посетители парка, которые почему-то считают, что птенец потерялся, погибает и тащат его домой выхаживать. Чаще всего такое доброхотство оканчивается печально – без матери он гибнет.

Если животное ранено или выглядит нездоровым – нужно обратиться в дирекцию заповедника. Иногда туристам выдают рации, в этом случае даже идти никуда не надо. На зов прибудут ветврачи и помогут, если нужно. Так нет же – тащат домой "спасать".

– Помимо тех, кто вредит по незнанию, есть и те, кто делает это сознательно…

– Конечно, у нас по-прежнему велика доля тех, кого можно назвать "черными туристами". Поскольку территории природных парков не полностью огорожены, попасть в них можно – пролез через ров или перешел речку по мелководью. И начинают там костры жечь, мусорят, пугают зверей громкими криками, а иногда и убивают. Некоторые люди ведь используют природу, не желая заботиться о ней, – могут и костер развести. Хотят только брать и не давать ничего взамен. А ведь на таких территориях не то, что костры разжигать, на многих даже курить нельзя.

Что уж говорить о браконьерах – это бич многих заповедных территорий. Краснокнижные животные и птицы – для них лакомый кусочек. К сожалению, доходит даже до убийств лесников.

Причем, браконьеры – это нередко люди "не простые". Как минимум, обладающие достаточными средствами, чтобы закупить самое передовое оборудование, те же приборы ночного видения.


Природный парк "Оленьи ручьи". Фото: Анна Егорова

– Браконьеры – главная проблема на особо охраняемых территориях?

– Я думаю, что главная проблема в недостатке финансирования либо нецелевом использовании выделяемых средств. Некоторым заповедникам и паркам не хватает денег, чтобы закупить те же квадрокоптеры, которые будут облетать территорию, снимая то, что там происходит. Есть даже вариант завести для этого патрулирующий вертолет. Будут ли браконьеры нападать на лесников, если будут знать, что их преступление зафиксируется?

Где-то требуется расширение штата – один лесник, даже очень опытный, не уследит за десятками гектаров. Также можно использовать новейшие технологии, чтобы восполнять и лечить лес, следить за жизнью животных.

Что касается нецелевого использования – если природный парк и получает финансирование, то некоторые руководители сразу тратят деньги на постройку или ремонт административного корпуса, закупку новой мебели, на повышение зарплат себе или сотрудникам. Конечно, так поступают не все. Для того, чтобы вкладываться непосредственно в развитие территории и понимать, что для этого развития необходимо, нужно обладать экосознанием. Те, кто им обладает, лучше потратятся на современные средства контроля, новые технологии на воспроизводство лесов, очистку водоемов.


Природный парк "Оленьи ручьи". Фото: Анна Егорова

– То есть необходимо четко прописать, на какие цели следует расходовать средства господдержки?

– В нацпроекте "Экология", который реализуется сейчас в нашей стране, это будет учитываться, там есть пункт, касающийся развития ООПТ. Кроме того, мы подписали соглашение с Центром развития туризма Свердловской области о продвижении экотуризма. Планируется на ООПТ десяти регионов-участников ввести единые "зеленые стандарты", в которых будут прописаны правила посещения и развития. Сразу оговорюсь – это не значит, что если у заповедника был один брендбук, ему навяжут какой-то другой. Правила продвижения лишь будут упорядочены.

Это несомненный плюс и для тех, кто живет рядом с ООПТ. Ведь такие стандарты предполагают, в частности, комфортные дороги и прочую инфраструктуру по пути в парк. Для деревень это означает – прощай, покосившийся ДК и один продуктовый магазин на всю округу!

Вообще "зеленые стандарты" для России – сравнительно новое явление. Их начали активно применять перед сочинской Олимпиадой. Тогда приходилось подгонять спортивные и туристические объекты под международные требования. Иначе многие туристы просто поостереглись бы к нам ехать – к экобезопасности в мире относятся серьезно. Центральный стадион в Екатеринбурге, кстати, по требованиям ФИФА тоже соответствует международным "зеленым стандартам".

– Но ведь в заповедниках и природных парках и сейчас есть правила посещения.

– Конечно, но мы все равно в самом начале пути воспитания экокультуры. Например, сегодня во многих свердловских ООПТ посетителям выдают мешочки для мусора, чтобы они все баночки, коробочки, одноразовую посуду, бумагу и прочий мусор уносили с собой.

И все бы хорошо, но мешочки целлофановые. И если на территории парков есть какие-то рекреационные зоны, домики или кафе, то продающаяся там посуда, зачастую сделана из пластика. А нужно использовать бумажные пакеты, картонные тарелочки. И это вовсе не обойдется дороже – цена на эти материалы примерно одинакова.

Хотя и экостандарты надо использовать с умом – их в мире очень много. Только для учреждений сервиса – около двухсот. Надо руководствоваться разумностью и брать только те, что подходят для конкретной территории. Например, на некоторых территориях следует лимитировать число посетителей. Есть такие парки, куда можно в день пускать не более десяти человек, чтобы не нанести вред хрупкой экосистеме. Но это правило относится не ко всем ООПТ, а к тем, где, к примеру, идут процессы рекультивации или работа над восстановлением исчезающего вида.


Природный парк "Оленьи ручьи". Фото: Анна Егорова

– Как ухаживать за заповедниками и развивать их, чтобы туда и народ тянулся и природа при этом не страдала?

– Есть немало экологических кейсов – то есть положительного, успешно используемого опыта. Что-то у нас применяется и сейчас, как например, создание экотроп, о которых говорилось ранее. А вот правильные экотуробъекты у нас пока не строят. Поставить бетонную коробку на особо охраняемой природной территории – просто вульгарно. А можно создавать сказочные экодомики – внутри скалы, между деревьями. Такое экожилье строится, нужно лишь использовать этот опыт. У нас в регионе никто такого не строит, хотя возможности есть.

Это что касается развития. А если говорить об уходе, то в лесах обязательно нужно заниматься своевременными чистками. Убирать старые, гниющие, заболевшие растения. У нас пока эта функция выполняется лесниками – они смотрят, где и что проредить или высадить. Когда лес густой – это не очень хорошо, как бы удивительно для кого-то ни звучало. В таком лесу и пожар быстрее разойдется, да и деревья не будут давать друг другу нормально расти.

Еще один интересный и положительный пример развития – на ООПТ можно использовать экологичные источники энергии – солнца или ветра. Если в природном парке строят какой-то объект для туристов, тот же туалет, к нему нужно протянуть коммуникации, рыть землю, это ранит корни деревьев. В Европе я видела уборную на вершине горы. Ничего не протянешь и не прокопаешь. При этом из крана текла горячая вода, горел свет. Выйдя наружу, увидела на крыше установленную панель – солнечную батарею. В Арабских Эмиратах аналогичный сервис для путешественников – в пустыне. У нас на Урале, солнечной энергии тоже вполне хватает, надо использовать.

– Может ли ООПТ существовать без человека? Если полностью оснастить его суперсовременными приборами?

– Лесники нужны – человек может подметить какие-то детали. Даже если выставить камеры на каждом метре, полученную информацию все равно должен кто-то анализировать.

Например, ежики все время ходили по одной тропе и вдруг перестали. Это покажется пустяком – ну, разонравилась ежам эта тропа и все. Но это может означать что-то не очень хорошее – возможно, земля там была чем-то заражена. Цепь событий, которая за этим последует, может привести к серьезным последствиям для заповедника.

Технологии могут существенно разгрузить человека. К примеру, высаживать деревья вручную необязательно. Можно сбросить семена или саженцы с самолета. Их помещают в специальные конусообразные снаряды-капсулы и сбрасывают с высоты в пару сотен метров. За счет выбранной высоты они втыкаются в землю на нужную глубину. Сбрасывают их с определенной частотой, чтобы они находились на достаточном расстоянии друг от друга. Это гораздо быстрее и дешевле, чем высадка деревьев традиционным ручным методом. Но эта технология больше для опустыненной местности.


Природный парк "Оленьи ручьи". Фото: Анна Егорова

Беседовала Кира АЛЕКСАНДРОВСКАЯ

Актуальное