Наши люди поедут на велосипеде по небу

Кадр из к/ф "E.T. The Extra-Terrestrial" (Universal Pictures, 1982 г.)

В Екатеринбурге.

Велоэстакада для Екатеринбурга, да и для России – настоящий эксклюзив. Дорожными объектами такого типа могут похвастаться лишь Копенгаген и ряд городов Норвегии, Бельгии и Китая.

Разработка проекта в уральской столице ведется в рамках подготовки к Универсиаде-2023. "Проектная компания "УралДорТехнологии" выступает в роли генпроектировщика улично-дорожной сети района деревни Универсиады-2023 – "бумеранга" на сленге разработчиков. Это - Александровский бульвар и улица Новокольцовская, которые планируется расширить до четырех полос, соединив магистрали так называемым "турбокольцом".

Велоэстакаду разместят на южной оконечности "бумеранга", поблизости от МВЦ "Екатеринбург-ЭКСПО". Ее пустят "вторым ярусом" над четырехполосной магистралью Александровского бульвара, оборудовав специальными смотровыми площадками.


"Турбокольцо" (1) и велоэстакада (2) на схеме улично-дорожной сети будущего района Новокольцовский. Схема: "УралДорТехнологии"

В подробностях о проекте "Уралинформбюро" рассказали главный инженер проекта "Проектной Компании "Уралдортехнологии"" Елена Трофимова (ЕТ) и исполнительный директор Группы Компаний "УралДорТехнологии" Светлана Тамбовцева (СТ).

- Расскажите, для чего предназначена велоэстакада?

СТ: - Наша задача - задача создать комфортную городскую среду посреди болотистой "пустыни", отделенной от центра города, слабо связанной с существующей жилой застройкой. Сегодня на месте будущей деревни Универсиады – "чистое поле", которое нужно сделать привлекательным для участников соревнований. А в дальнейшем и для студентов УрФУ, ведь после Универсиады там организуют студенческий кампус. И атлетам, и студентам захочется чем-то заняться в свободное время. Наша эстакада и станет тем комфортным замкнутым маршрутом, куда можно приезжать и кататься на велосипеде, не опасаясь, что тебя собьет автомобиль.

- Опирались ли вы при разработке проекта на опыт городов, где такие объекты уже построены?

ЕТ: - Мы, конечно, изучили опыт Дании и Китая, где давно строят искусственные сооружения, способные разграничивать потоки автомобилей, велосипедистов и пешеходов.

Но наша эстакада проектируется, исходя из российских реалий, в соответствии с требованиями и нормами, принятыми в РФ. Учитываются и геологические особенности участка. Мы провели инженерно-геологические изыскания и выяснили, что толщина заболоченного грунта местами достигает 8,8 метров, но ниже залегают грунты с достаточной несущей способностью, которые могут служить основанием для фундаментов.


Приподнятые над дорогой велотрассы давно используются в Китае. А вот в России их пока нет. Визуализация: "УралДорТехнологии"

СТ: - Болотистые грунты не представляют особой сложности при размещении фундамента для таких сооружений. У нашей компании есть опыт проектирования объектов, рассчитанных на куда более серьезные нагрузки. Да, придется устраивать глубокие буровые сваи, но технически это вполне возможно. Нужно просто пройти слабые грунты и закрепиться в "скале". Кроме того, длину свай определит и нагрузка, которая придется на эстакаду.

- А когда начнется разработка проектно-технической документации?

ЕТ: - Скорее всего, в течение месяца. Сейчас наша главная задача – получить технические условия от комитетов администрации Екатеринбурга, согласовать с ними габариты и архитектурный облик эстакады. После того как мы получим необходимые исходные данные, мы приступим непосредственно к проектированию. Ориентировочно стоимость строительства велоэстакады потребует всего лишь 4% от общей стоимости строительства УДС для Универсиады.


Екатеринбургская эстакада проектируется с учетом местных реалий, в том числе болотистых грунтов Новокольцовского. Визуализация: "УралДорТехнологии"

- Рассматриваете ли вы варианты строительства таких же велоэстакад в других районах Екатеринбурга?

СТ: - Конечно. Оптимальный вариант – сделать такую велоэстакаду на Шарташе. Там довольно сложно закольцевать веломаршрут так, как хотел губернатор [Евгений] Куйвашев. Если в южной части велодорожка может пройти по территории парка, то в северной (улица Рыбаков – прим.ред.) с этим будут проблемы – учитывая плотность частной застройки у озера. Мы считаем, что наилучшим вариантом будет сделать там аналогичную велоэстакаду и провести ее над озером, по его северной кромке.

Но это пока лишь набросок, фантазия. А вот "турбокольцо" на стыке Александровского бульвара и Новокольцовской нами уже не только разработано, но и одобрено ГИБДД как полезная для Екатеринбурга инновация.

Беседовал Евгений СУСОРОВ