"На Зеленую Рощу "натянули" картинку. А нужно наоборот!"

Биолог - об ошибках "скверных" проектов.

Благоустройство зеленых зон Екатеринбурга в последнее время стало скандальной темой. Нет в городе ни одного парка и сквера, апгрейд которых не вызвал бы критики у общественников-экологов: и скамейки не там стоят, и фонарей в пешеходной зоне мало (или наоборот, много), и трактора по корням сосен ездят во время работ.

Ну, а реконструкция Зеленой Рощи, длившаяся больше года, озадачила и разочаровала не только "внесистемных", но и "официальных" экологов — членов Экосовета при мэрии. По мнению завкафедрой ландшафтного строительства УГЛТУ Людмилы Аткиной, молодые елочки в парке высажены так, что какая-то их часть может вообще не пережить ближайшую зиму.

Дружное неприятие членов Экосовета вызвали и рулонные газоны, постеленные в парке. Гендиректор Союза специалистов ландшафтной отрасли Урала Анна Кудряшова предположила, что корень зла — неграмотно составленное техзадание для проектировщиков. А глава Экосовета Ольга Старцева уверена: заходя на реконструкцию любой зеленой зоны Екатеринбурга, городские власти в обязательном порядке должны привлекать "междисциплинарные" группы специалистов (экологов, биологов, дендрологов) — причем на ранней стадии разработки проекта, когда все ошибки еще можно исправить.

"Уралинформбюро" постаралось выяснить, какие ключевые "биологические" ошибки допускают проектировщики и к каким последствиям эти недочеты обычно приводят. Об этом корреспондент агентства побеседовал с членом Уральского орнитологического общества, научным сотрудником Института экологии растений и животных УрО РАН и Музея истории Екатеринбурга Ниной Садыковой.


Фото: Facebook

- Главные ошибки возникают тогда, когда проектирование, особенно на уровне эскиза, ведется по схеме участка, а не "в поле". То есть не эскизный проект подгоняют под состояние и текущие сценарии использования зеленой зоны, а сначала придумывают красивую картинку и некие идеальные сценарии поведения людей в этой выдуманной среде, считают экономические эффекты, а уж потом "натягивают" это всё на реальный участок и его пользователей. В результате возникает конфликт, как и получилось в Зеленой Роще.

Если говорить о чисто биологических ошибках… Прежде всего - разрушение имеющегося травянистого и почвенного покрова ради клумб и моногазонов; использование в качестве основы не естественно сложившейся тропиночной сети, а выдуманной архитектором; пренебрежение к кустарникам в качестве направляющих проектировочных элементов; отсутствие в проектах ремизов - участков, исключенных из сценариев какого-либо использования и благоустройства, оставленных на откуп природе.

Последствия таких ошибок видны всем: высокая стоимость реализации проекта, трудности при дальнейшем обслуживании парка, уменьшение биоразнообразия и способности экосистемы к самоподдержанию и самовосстановлению, появление (и последующая деградация) участков, которые оказываются "выключены" из цивилизованного использования парка, но при этом ничем не защищены от вытаптывания, выкашивания, захламления и прочих нежелательных вмешательств со стороны человека.

- Есть ли другие примеры таких ошибок?

- Если говорить о вопиющих примерах - это, например, практически полностью загнанный под плитку сквер вдоль улицы Печерской около Управления железной дороги: свои экологические функции он потерял полностью. Некоторые участки набережных Исети в центре, где вдоль воды не осталось никакой зелени. Мягко говоря, странное впечатление производит огромный газон перед башней "Исеть". Очень большие опасения вызывает проект строительства бассейна в парке УрГУПСа, поскольку это одно из немногих мест в центре города, которое как раз прекрасно справляется со своими экосистемными функциями и поэтому очень любимо и востребовано жителями.

- А вас и ваших коллег-биологов часто приглашают к разработке проектов благоустройства зеленых зон города? Если приглашают, то учитывают ли городские власти ваши рекомендации и замечания?

- Редко, даже в виде исключения, если говорить о биологах из Института экологии растений и животных УрО РАН. Приглашают экспертов, когда уже есть конфликт, в частности, для оценки экологического ущерба от каких-то действий. А ущерб зачастую невозможно оценить, поскольку нет данных, как дела на участке обстояли до вмешательства.

К счастью, есть примеры, когда проектировщики по собственному почину выходят на экспертов-биологов. Такие обсуждения идут на пользу проектам, делая их более экологически обоснованными, экономичными и социально привлекательными.

- Какой в идеале, по-вашему, должна быть реконструкция "среднестатистического" парка Екатеринбурга? Какие природные, ландшафтные, климатические и биологические аспекты в таком проекте должны быть обязательно учтены?

- Знаете, я тоже люблю воображать себя в идеальном мире! В нем в городе налажен мониторинг биоразнообразия городских экосистем, и его результаты учитываются при выборе объектов для благоустройства и озеленения. Каждый такой проект включает этап предпроектного экологического обследования. Налажено общественное и экспертное обсуждение проектов "на берегу". Архитекторы и управленцы в сфере городского хозяйства при обучении знакомятся не только с экологической нормативной базой, но и с научными основами экологии. А биологи не стесняются публично высказываться на темы благоустройства.

И это не "биоцентричный" мир, в котором интересы природы стоят выше интересов человека. Ведь именно горожане заинтересованы в том, чтобы в городе сохранялись разные по площади и режиму использования участки, где люди не мешают природе жить по своим законам, а природа сама залечивает раны, нанесенные экосистемам. Такой подход называется "экология примирения", его используют в ландшафтном проектировании и благоустройстве по всему миру, но в России он пока мало кому известен.

Но в целом общественное движение в поддержку зеленых зон, которое мы наблюдаем в последние годы, реакция властей и проектировщиков на это движение — да и само наличие такой реакции - вызывает у меня "сдержанный оптимизм". Значит, для Екатеринбурга далеко не всё потеряно, до задыхающегося урбанизированного ада нам далеко.

Беседовал Евгений СУСОРОВ

Актуальное