АрхитЕбург "Уралинформбюро" с Леонидом Десятовым
"В особняке "палас-отель" не разместишь!"
Екатеринбург славится обилием "реестровых" памятников истории - их более 800. Правда, свыше 180 объектов из этого списка, по версии активистов арх-группы PODELNIKI, находятся в "проблемном" либо руинированном состоянии.
У государства не всегда есть деньги на их спасение. Так, в перечне объектов культурного наследия (ОКН), подлежащих ремонту и реставрации в 2021 – 2025 годах, значится всего 12 зданий. Возможно, проблему сохранения культурного наследия решит продажа памятников в частные руки для их приспособления под современное использование? Увы, примеров удачного коммерческого приспособления памятников истории в Екатеринбурге не очень много. Дом Железнова, госпиталь ВИЗа, "Косой дом" на набережной Исети… Возможно ли технически здания возрастом свыше 100 лет приспособить под современное использование?
"Уралинформбюро" обсудило проблему с экспертом, имеющим за спиной практический опыт разработки проектов приспособления ОКН и, что немаловажно, архитектурного контроля за реставрацией памятников — профессором кафедры теории архитектуры и профессиональных коммуникаций УрГАХУ, руководителем архитектурной мастерской "АМД" Леонидом Десятовым.
.jpg)
- В ходе недавнего круглого стола, организованного "Школой наследия Екатеринбурга", прозвучал термин "инвестиционная привлекательность" применительно к ОКН. Судя по всему, в глазах бизнеса эта привлекательность пока не очень высока. Дело в дороговизне реставрации или прописанных в законе ограничениях — например, запрете видоизменять "предметы охраны"?
- Любые ограничения обычно прописываются исходя из конкретной задачи. Например, в памятник заселяется серьезная госструктура или фронт-офис крупной компании с кабинетами для ее топ-менеджеров. Такой объект становится "визитной карточкой" купившей его фирмы. Еще один вариант — приспособить памятник под дорогое кафе или ресторан с изысканной кухней. С точки зрения экономики в таком формате памятники вполне могут "выжить".
Но это правило работает далеко не всегда. Например, улицу Красноармейскую, где было много объектов старины, где-то с середины 90-х годов прошлого века начали застраивать современным жильем. Спустя примерно 20 лет там провели благоустройство улицы, убрали проезжую часть, сделали аллею. И осталось два дореволюционных домика, которые долго стояли заброшенными, потом один все-таки реконструировали – но даже в обновленном виде он не заинтересовал возможных арендаторов, потому что улица стала пешеходной, и к дому невозможно было подъехать на машине. Там в итоге разместили детский дом творчества.
Или взять ОКН, который арендует наша мастерская. Хозяева, промышленная структура из Первоуральска, хотели приспособить его под гостиницу, даже разработали проект. Но столкнулись с проблемой: санитарно-защитной зоной зоопарка, расположенного неподалеку от нас. Зона эта 50 метров, и в ее пределах не получится ни кафе, ни пивную разместить, а для переоборудования особняка в гостиницу придется к нему вторую эвакуационную лестницу пристраивать, а это уже будет нарушением объемно-пространственных характеристик.
.jpg)
Госпиталь Верх-Исетского завода после реставрации стал представительством одной из крупных строительных компаний Екатеринбурга
- Покупая памятник истории, частный бизнес обычно получает "в нагрузку" и большой пакет охранных обязательств. На ваш взгляд, этого достаточно, чтобы обезопасить ОКН от нарушений при реконструкции или в реальности эти обязательства "не работают"?
- Думаю, достаточно. Проблема в том, что у памятника таких охранных обязательств… может не быть. Часто бывает, что тот или иной старинный дом по старым советским реестрам считается памятником, а документов на него нет, проект охранных зон не разработан. В таком случае потенциальные собственники, приобретя объект, могут более "гибко" подойти к составлению историко-культурного заключения — благо что в экспертизе работает сегодня много иногородних "варягов" с официальной лицензией. Они вполне могут в интересах инвестора ценный элемент здания объявить неценным.
- Ну, тут в помощь перечень предметов охраны, которые при реконструкции запрещено видоизменять - в теории, конечно, потому что в реальности это требование не всегда соблюдается. Но не препятствует ли требование дотошно соблюдать эти предметы охраны спасению памятника в целом?
- Нет, это требование ни в коем случае нельзя отменять, иначе собственники "реестровых" памятников начнут сносить и "ремонтировать" по своему усмотрению. Многое из наследия утрачивается в результате сносов и плохих ремонтов, так и не успев стать ОКН. А соблюдение "предмета охраны" как раз не мешает, а помогает спасти памятник, однако делает его ремонт более дорогостоящим. Меньше пространства для маневра у инвестора - больше затрат! Однако памятники, восстановленные по всем правилам, в итоге выигрывают и по интерьеру, и по экстерьеру.
Хороший пример — реставрация конструктивистского здания Свердловской киностудии на углу Ленина и Луначарского. Его, конечно, превратили в торговый центр, но внутри сохранили и лестницу, и ограждение 30-х годов, да и снаружи фасад восстановили по историческому аналогу. Сегодня это один из самых "выживших" объектов конструктивизма, и он выигрывает на общем фоне зданий той эпохи, является отличной иллюстрацией стиля, его декора и цветовой гаммы. Соблюдать предметы охраны необходимо, вопрос, как это проконтролировать.
.jpeg)
Один из немногих примеров удачного приспособления ОКН - здание Свердловской киностудии на углу Ленина-Луначарского / "Яндекс.Фото"
Кроме того, эту норму не всегда возможно выполнить чисто технически. Например, в 2011 году мы участвовали в приспособлении под современное использование (кафедра ортопедической стоматологии) особняка на углу проспекта Ленина и улицы Сакко и Ванцетти. Это бывшее училище коммерческих приказчиков, и, согласно легенде, там однажды переночевал революционер Леонид Вайнер.
УгАХА на этом объекте выступала проектировщиком с ведением надзора, а сам особняк принадлежал Уральскому медуниверситету. Работы заняли полтора года, все делалось по правилам: сначала эскизный проект с обоснованием, затем согласование в экспертном совете минкульта, где первый вариант проекта "завернули", и пришлось его дорабатывать. И все равно не получилось оставить в неприкосновенности исторические перекрытия здания: они оказались "горючими", а значит, их нельзя использовать в лечебном или учебном помещении.
- А не препятствуют ли соблюдению предметов охраны существующие СНиПы? Они ведь требуют обустройства современных инженерных сетей, систем кондиционирования, пожарной охраны, автопарковок — то есть всего того, чего в эпоху строительства объекта культурного наследия попросту не существовало и не было предусмотрено.
- Там все равно есть определенный люфт по обеспеченности инженерными сетями. Если вам нужно установить в здании, являющемся памятником истории, приточно-вытяжную вентиляцию, можно смонтировать ее, к примеру, на чердаке. Или применить энергоэффективный подход — как в Европе, где сегодня вместо вентиляции просто устанавливают в окнах открывающиеся форточки.
Но в любом случае, прежде чем "приспосабливать" памятник, нужно четко понимать, под какой функционал это делается. А функция должна быть сомасштабна объему помещения. Нельзя академический театр разместить в жилом доме. В зданиях "ячеистой" структуры помещений (как, например, бывшие гостиницы) нельзя разместить "атриум-палас-отель", но вполне можно клуб или офисы. Можно разбить здание по жилым и нежилым ярусам. Получится очень удобно для собственников и арендаторов: на одном этаже они работают, на другом живут.
.jpg)
Доходный дом купца Чувильдина изначально предназначался для сдачи жилья внаем
.jpg)
После реставрации он сохранил жилую функцию, став частным особняком
Иной подход требуется к бывшим промышленным объектам. Голландцы, к примеру, в 2000-х годах реконструировали старинную фабрику ван Нелле (Роттердам – прим.ред.), производившую кофе, чай, различные виды табака, и разместили там творческие мастерские дизайнеров, архитекторов и художников. И сделали это на основе конкурса: помещения достались в аренду только высококвалифицированным профессионалам. Ведь чтобы памятник после приспособления "работал", нельзя превращать его в проходной двор.
Необходимо заниматься промышленным наследием Урала. И самое главное – нужны государственные и муниципальные программы по выявлению и сохранению ОКН, так как коммерческий интерес к таким объектам узок по функционалу и не решает всего комплекса проблем по сохранению и приспособлению.
Беседовал Евгений СУСОРОВ