Автомобилистов Екатеринбурга посадили на "бензиновый" кол

Цены на топливо в уральской столице играют в чехарду.

По данным среднеуральских антимонопольщиков, в середине сентября 2012 года цены на заправках "Газпромнефти" (ГПН) и "ЛУКОЙЛа" выросли в среднем на 20-30 копеек за литр. "ЛУКОЙЛовский" Аи-95 побил все рекорды - подорожал сразу на 1,15 рубля, сообщили "Уралинформбюро" в УФАС по Свердловской области.

Автомобилисты Екатеринбурга уверяют, что топливо дорожает едва ли не каждую неделю. Последнее повышение цен на Аи-92 у ГПН было зафиксировано 24 сентября. Несколькими днями ранее он стоил 26,9 рубля за литр, в понедельник его стоимость поднялась до 27,2 рубля. "Летом заправлял три четверти бака, сейчас за те же деньги только одну четверть", - сетует на форуме один из горожан. "Они обалдели что ли... Несколько дней не заправляешься, приезжаешь - другие ценники", - поддерживает его другой форумчанин.

Народное негодование не трогает бензиновых гигантов. В пресс-службе "Газпромнефть Урал" на протяжении нескольких недель игнорировали просьбу "Уралинформбюро" предоставить информацию о ценовых скачках. В среднеуральском управлении "ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт" телефон перманентно не отвечал.

По мнению финансового аналитика Константина Селянина, монополисты зачастую дурят жителей, нарочно привязывая стоимость топлива к мировым ценам на нефть. "Бензин продается в основном внутри России, поэтому его цена не зависит от мировых тенденций", - уверен эксперт.

По его словам, почти 55% стоимости бензина - различные сборы (таможенные, налоговые и другиге). "Акцизы как раз формируются с учетом изменения цен на нефтяном рынке. Такой подход ошибочен. Экономической связи между двумя явлениями нет", - считает К.Селянин.

Другой фактор, влияющий на ценники на заправках, - низкая конкуренция. Порядка 80% рынка принадлежит нескольким вертикально-интегрированным компаниям. Они контролируют весь процесс - от добычи и переработки черного золота до розничной реализации топлива. "Отрасль олигополизирована. Правда, в Свердловской области не все так плохо. У нас один из трех (помимо Москвы и Санкт-Петербурга) более-менее конкурентных рынков. Хотя, конечно, о полной свободе говорить не приходится", - пояснил К.Селянин.

Резкие скачки цен на бензин текущей осенью связаны еще и с тем, что компании компенсируют потери, понесенные во время вынужденного моратория. Накануне президентских выборов монополисты более чем на полгода зафиксировали стоимость топлива. В июне текущего года мораторий был снят.

Однако, предполагает К.Селянин, власти РФ вряд ли допустят рост цен выше годового уровня инфляции - на сегодняшний день "лимит" почти выбран. До конца 2012 года аппетиты бензиновых королей вырастут на 2-3%, максимум на 5%.

В Комитете по защите прав автомобилистов Свердловской области настроены не столь оптимистично. Вице-председатель Максим Едрышов уверен, что к Новому году Аи-92 подорожает минимум до 32 рублей за литр. Кроме того, может возникнуть дефицит топлива. В Свердловской области уже есть такие факты.

В Минэнерго РФ тоже сулят автомобилистам трудности. Из-за остановки ряда нефтеперерабатывающих заводов регионы недосчитаются около 400 тысяч тонн бензина - 15% месячного потребления в стране. Пик дефицита придется на октябрь-ноябрь текущего года. Легко предположить, что цены на топливо ответят дальнейшим повышением.

Впрочем, уверен М.Едрышов, даже если оправдаются самые пессимистичные прогнозы, екатеринбуржцы не откажутся от своих железных коней. "Такое возможно, если стоимость "пищи" для машин подскочит сразу на 5-7 рублей за литр. Но и тогда желающих пересесть на общественный транспорт будут единицы. Когда наши трамваи и автобусы станут комфортными и их не придется ждать на остановках по часу, тогда, возможно, жители внемлют призывам властей", - считает он. К слову, с 1 октября проезд в общественном транспорте уральской столицы подорожает на треть - до 23 рублей. 

Ещё в сюжете: Ценовая свистопляска